Рефераты. Учет неденежных форм расчетов по товарным операциям

 –  книга (ведомость) учета векселей,

 –  книга (ведомость) учета регистрации приема-передачи векселей,

 –  карточка учета векселей.

Книга (ведомость) регистрации, карточка учета векселей является элементом оперативного учета и контроля наличия векселей. Она ведется по принципу "приход-расход". В книгу (ведомость) учета векселей заносятся данные о взаиморасчетах по каждой вексельной сделке.

Кроме этого, на каждый вексель оформляется акт приема-передачи.    При передаче векселя по индоссаменту так же оформляется акт приема-передачи. НДС по товарам (работам, услугам) в акте приема-передачи векселя необходимо выделить отдельной строкой, только при выполнении этого условия покупатель сможет предъявить суммы уплаченного налога к возмещению из бюджета.

Векселедатель осуществляет учет выданных векселей на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" на субсчете "Векселя выданные" или на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в сумме, указанной в векселе, в корреспонденции с дебетом счетов учета материальных ценностей или издержек производства в части работ, услуг. На субсчете отражается также учет акцептованных переводных векселей.

Приобретенные товары (работы, услуги) покупатель отражает в бухгалтерском учете проводками:

Дебет 10 (20, 25, 26,) Кредит 60 - учтена стоимость товаров (работ, услуг), оплачиваемая поставщику;

Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС.

Рассчитываясь за товары (работы, услуги), покупатели зачастую выписывают простой вексель и выдают его поставщикам в качестве отсрочки платежа.
     Когда принимается решение о выдаче векселя, предприятие изменяет состав кредиторской задолженности, перераспределяя ее между субсчетами одного и того же пассивного счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и счета 60 "Векселя выданные". В бухгалтерском учете лица, выдавшего вексель, делается проводка:

Дебет 60 субсчет "Расчеты за товары (работы, услуги)" Кредит 60 субсчет "Векселя выданные" - отражена номинальная стоимость векселя, выданного в качестве обеспечения платежа за полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Номинал векселя может быть больше стоимости оприходованных товаров (работ, услуг). Тогда сумма превышения является платой за отсрочку платежа. В подобной ситуации бухгалтер должен следовать п. 6 ПБУ 10/99, в котором указано, что покупатель включает разницу между номиналом векселя и стоимостью оприходованных материальных ценностей в фактическую себестоимость их приобретения. Это положение подтверждается п. 6 ПБУ 5/01. Поэтому дополнительно к указанным выше проводкам делается запись:

Дебет 10 (20, 25, 26, 29, 41)Кредит 60 субсчет "Расчеты за товары (работы, услуги)" - учтена разница между номиналом векселя и стоимостью оприходованных ценностей.

Предприятие, выдавшее вексель, принимает НДС к вычету из бюджета только после того, как этот вексель будет фактически оплачен. При этом не имеет значения, в какое время оплачивается вексель – по наступлению срока платежа или досрочно. Это предусмотрено п. 2 ст. 172 НК РФ.

Итак, после оплаты векселя денежными средствами предприятие имеет право принять к зачету НДС. При этом в учете делаются следующие записи:

Дебет 60 субсчет "Векселя выданные" Кредит 51 - оплачен вексель;

Дебет 68 Кредит 19 – предъявлен к вычету из бюджета НДС.

Пример №1. 1 февраля 2006 года ЗАО "Меркурий" приобрело у ООО "Космос" материалы (пластмассу) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Чтобы отсрочить момент оплаты, ЗАО "Меркурий" выдало поставщику собственный вексель на сумму 130 000 руб. Срок платежа по векселю определен через 60 дней с момента его выдачи. В апреле 2006 вексель был погашен перечислением средств с расчетного счета.

 Заметим, что на разницу между номиналом векселя и стоимостью материалов ООО "Космос" дополнительный счет-фактуру не предъявило.

В бухгалтерском учете ЗАО "Меркурий" сделаны следующие проводки. В феврале 2006 года:

Дебет 10 Кредит 60 субсчет "Расчеты за товары (работы, услуги)" – 100000 руб. (118 000 - 18 000) – оприходованы полученные материалы;

Дебет 19 Кредит 60 субсчет "Расчеты за товары (работы, услуги)" – 18000 руб. – учтен НДС;

Дебет 60 субсчет "Расчеты за товары (работы, услуги)" Кредит 60 субсчет "Векселя выданные" – 130 000 руб. – выдан поставщику собственный вексель;

Дебет 10 Кредит 60 субсчет "Расчеты за товары (работы, услуги)" – 12000 руб. (130 000 - 118 000) - учтена разница между суммой векселя и стоимостью материалов.

В апреле 2006 года:

Дебет 60 субсчет "Векселя выданные" Кредит 51 – 130 000 руб. – оплачен вексель;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 – 18 000 руб. – предъявлен к вычету из бюджета НДС.

На сумму разницы между вексельной суммой и стоимостью материалов (работ, услуг) векселедатель может получить от поставщика дополнительный счет-фактуру с выделением НДС. В этом случае покупатель сможет предъявить к вычету из бюджета НДС с полной суммы платежа по векселю.

Векселедержатель осуществляет учет полученных векселей на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" на субсчете "Векселя полученные" или на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в сумме, указанной в векселе. На субсчете отражается также учет акцептованных переводных векселей.

Проданные товары (работы, услуги) поставщик отражает в бухгалтерском учете проводками:

Дебет 62 субсчет "Расчеты за проданные товары (работы, услуги)" Кредит 90 субсчет "Выручка" – отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг);

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 43 – списана себестоимость реализованной продукции;

Дебет 62 субсчет "Векселя полученные" Кредит 62 субсчет "Расчеты за проданные товары (работы, услуги)" – отражена номинальная стоимость полученного векселя.

По окончании вексельного срока предприятие-векселедержатель может предъявить вексель для оплаты должнику. Это отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Векселя полученные" - оплачен вексель.

Согласно п. 6.2 ПБУ 9/99 разность между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товарно-материальные ценности увеличивает выручку. Доход, полученный по векселю, отражается в учете проводкой:

Дебет 62 субсчет "Расчеты за проданные товары (работы, услуги)"  Кредит 90 субсчет "Выручка" - отражен доход по векселю.

С суммы векселя векселедержатель исчисляет НДС к уплате в бюджет. Важно отметить следующее. Векселедержатель уплачивает НДС с разницы между суммой векселя и стоимостью товара. Причем в облагаемую базу включаются лишь проценты по векселю, которые превышают плату за отсрочку платежа. Эта плата рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в периоде, за который производится расчет процентов. Это установлено п. 1.3 ст. 162 НК РФ. Ставка рефинансирования Банка России с 26 декабря 2005 года составляет 12% годовых. А налог с облагаемой части дисконта рассчитывают так. Сначала его умножают на 18%, затем делят на 118% (пункт 4 ст. 164 НК РФ).

Пример №2. Используем условия предыдущего примера (№1). Поставив материалы, ООО "Космос" дополнительно к ранее выданному счету-фактуре предъявило покупателю еще и дополнительный счет-фактуру на сумму 12 000 руб. (то есть на разницу между вексельной суммой и стоимостью материалов). Допустим, что себестоимость реализованной готовой продукции составила 80 000 руб.

Плата за отсрочку платежа исходя из ставки рефинансирования Банка России составила 2328 руб. (12% * 60 / 365 * 118 000), сумма НДС с процентного дохода по векселю составляет 1475 руб. ((12 000 – 2328) * 18% / 118%). В бухгалтерском учете ООО "Космос" сделаны следующие проводки. В феврале 2006 года:

Дебет 62 субсчет "Расчеты за проданные товары (работы, услуги)" Кредит 90 субсчет "Выручка" – 118 000 руб. – отражена выручка от реализации продукции;

Дебет 90/3 Кредит 68 – 18 000 руб. – начислен НДС;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 43 – 80 000 руб. – списана себестоимость реализованной продукции;

Дебет 62 субсчет "Векселя полученные" Кредит 62 субсчет "Расчеты за проданные товары (работы, услуги)" – 130 000 руб. – получен от покупателя вексель;

Дебет 62 субсчет "Расчеты за проданные товары (работы, услуги)" Кредит 90 субсчет "Выручка" – 12 000 руб. (130 000 - 118 000) – отражен доход по векселю;

Дебет 90/3 Кредит 68 – 1475 руб. – начислен НДС с дохода по векселю.

В апреле 2006 года:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Векселя полученные" – 130 000 руб. – погашен вексель;


2.3. Преимущества и недостатки учета различных форм неденежных расчетов



Фирмы, решившие обменяться товарами, могут оформить эту опе­рацию двумя способами. Первый способ: организации заключают между собой договор мены, или, иными словами, осуществляют бартер. Второй способ: фирмы заключают два отдельных договора купли-продажи, а затем просто-напросто зачитывают встречные требования. Безусловно, экономическая сущность сделки в обоих случаях одинакова – организации обмениваются товарами (работами, ус­лугами) без денежных расчетов. Однако с юридической точки зре­ния отношения оформлены по-разному. А это существенно влияет на бухгалтерский учет и налогообложение сделки.

Бухгалтер фирмы, которая заключила договор мены, сталкивает­ся со следующими проблемами:

-  в какой момент признать выручку от реализации;

-  как оценить в бухучете и для целей налогообложения по­ступившие товары и определить размер выручки;

-  какую сумму НДС начислить и сколько принять к вычету.

Подробнее о том, когда обмен (реализация) считается состоявшимся. В бухучете продавец признает выручку в тот момент, когда право собственности на реализованный товар переходит к покупа­телю (п. 12 ПБУ 9/99). По договору мены, право собственности на куплен­ный товар фирма получает в тот момент, когда обе стороны передадут друг другу все, что положено по до­говору, что установлено в ст. 570 ГК РФ. Получается, что по договору мены в бухучете выручка призна­ется тогда, когда обе стороны полностью выполнят свои обяза­тельства, то есть отгрузят друг другу товары. Конечно, на практи­ке одновременно это происходит крайне редко. Поэтому, если фирма отгрузила товар раньше партнера, учитывает его на счете 45 «Товары отгруженные», а если позже, то – за балансом на счете 002 «Товарно-ма­териальные ценности, принятые на ответственное хранение».

О том, как определить сумму выручки для целей бухгалтерского учёта (ПБУ 9/99) акцентировалось внимание, во время изучения учёта расчётов по договору мены. В налоговом учёте согласно п. 4 ст. 274 НК РФ, который гласит: доход по договору мены равен цене, за которую проданы товары, то есть рыночной цене реализованного имущества. Опреде­лять ее надо, как указано в ст. 40 НК РФ. Дело это трудоемкое и вдобавок осложняется тем, что требования данной статьи порою непросто выполнить даже нало­говикам. Например, зачастую не ясно, где взять информацию о це­нах на идентичные (или однородные) товары, которые были прода­ны на сопоставимых условиях. Поэтому лучше указать цены обмени­ваемых товаров в договоре. Правда, от повышенного внимания к этой сделке со стороны налоговых органов такой подход не спа­сет. Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок. При отклонении более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары. В спорах о том, с рыночной ли цены начис­лены налоги при бартере или нет, суды в большинстве случаев встают на сторону налогоплательщиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.