Рефераты. Учет денежных средств и расчетов

Указанные суммы на командировочные расходы называются нормированными и включаются в себестоимость работ, услуг, продукции. В случае превышения фактических расходов над нормой разрешается их оплата за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия с одновременным суммированием выплаченного превышения с суммой начисленной командируемому заработной платы для определения подоходного налога.

Целесообразность произведенных расходов подтверждается начальниками цехов, отделов или служб в зависимости от целевого назначения командировки. После проверки бухгалтером авансового отчета он утверждается руководителем предприятия и принимается к учету. Остаток неиспользованных сумм сдается подотчетным лицом в кассу по приходному кассовому ордеру, а перерасход выдается из кассы по расходному кассовому ордеру в день сдачи авансового отчета.

На каждом предприятии ведется специальный журнал регистрации прибывших и выбывших в командировку лицом, назначенным приказом руководителя предприятия.

Учет по расчетам с подотчетными лицами ведется на счете 71 ”Расчеты с подотчетными лицами”. Это - активно-пассивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму невозмещенного перерасхода. По дебету счета записываются суммы возмещенного перерасхода и вновь выданные под отчет на основании расходных кассовых ордеров, по кредиту - суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные по приходным кассовым ордерам (неиспользованные).

Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит журнал-ордер №7 - комбинированный регистр, сочетающий аналитический и синтетический учет с линейной формой записи. Каждой выданной под отчет сумме отводится в журнале-ордере одна строка (линейка) и по мере представления авансового отчета, сдачи в кассу неиспользованных сумм или получения денег в погашение перерасхода записи сумм по этим операциям будут произведены на этой же строке.

Основанием для заполнения журнала-ордера №7 являются расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчет, авансовые отчеты - на израсходованные суммы; новые приходные или расходные кассовые ордера - на расхождения в суммах полученных и израсходованных. К учету принимаются авансовые отчеты, проверенные арифметически, по существу (в отношении целесообразности и необходимости расходов, соответствия их назначению аванса) и утвержденные руководителем предприятия. Бухгалтер обрабатывает авансовый отчет, проставляя на документах и на отчете корреспондирующие счета, отвечающие направлению расхода.

При наличии внешнеэкономических связей в бухгалтерии может возникнуть необходимость учета расходов по загранкомандировкам. Их оплата производится по нормативам, установленным Министерством финансов РФ. В зависимости от цели командировки расходы включаются или в себестоимость работ, услуг, продукции (дебет сч.20), или в стоимость приобретаемого импортного оборудования (дебет сч.07-2), нематериальных активов (дебет сч.04), материалов (дебет сч.10) либо товаров (дебет сч.41) с кредита счета 71-2 ”Расходы с подотчетными лицами по загранкомандировкам”. Записи на счетах производятся как по видам валют, так и в рублевом эквиваленте. Остатки валют в подотчете подлежат переоценке с отнесением результата на счет 80 ”Прибыли и убытки”.



6. Общие положения об учете расчетов.


В зависимости от содержания операций расчеты производятся по товарным операциям, если предприятие выступает поставщиком своей готовой продукции или заготовляющим товарно-материальные ценности, и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств, т.е. с погашением задолженностей бюджету, банку, органам социального страхования и обеспечения, работникам и т.д.

Предприятия, поставщики и покупатели в зависимости от местонахождения производят иногородние и одногородние расчеты. Формы безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ.

В настоящее время предприятия используют следующие формы и способы расчетов: платежными требованиями-поручениями, посредством аккредитивов и особых счетов, в порядке плановых платежей, платежными поручениями, переводами через предприятия министерства связи, чеками из чековых книжек и др.

Выбор наиболее рациональной формы расчетов позволит сократить разрыв между временем получения покупателями товарно-материальных ценностей и совершением платежа, ликвидировать образование необоснованной кредиторской задолженности и рост остатков товарно-материальных ценностей в пути.

Расчеты платежными требованиями-поручениями сводятся к тому, что поставщик, отгрузив продукцию, выписывает платежное требование на покупателя-плательщика, отсылает ему или доставляет нарочным. Получив платежное требование, плательщик обязан заполнить вторую часть - платежное поручение, поручив банку списать с его расчетного счета указанную сумму, так как обязанности (условия договора) поставщиком выполнены. Предприятие-плательщик сдает этот документ в свой банк для оплаты. Банк после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа.

В бухгалтерском учете рассматриваемая форма расчетов оформляется следующими записями на счетах:

у поставщика: 1) в момент отгрузки - дебет счетов 45 ”Товары отгруженные”, 46 ”Реализация продукции”, 62 ”Расчеты с покупателями и заказчиками”, кредит счета 40 ”Готовая продукция” (в журнале-ордере №11) или счета 20 ”Основное производство” (в журнале-ордере №10/1);

2) в момент зачисления денежных средств на расчетный счет - дебет счета 51 ”Расчетный счет”, кредит счета 46 ”Реализация продукции (работ, услуг)” или счета 62 ”Расчеты с покупателями и заказчиками” (в журнале-ордере №11);

у покупателя: 1) в момент акцепта платежных документов, при поступлении материалов - дебет материальных счетов (10, 12), кредит счета 60 ”Расчеты с поставщиками и подрядчиками” (в журнале-ордере №6);

2) в момент списания средств с расчетного счета - дебет счета 60 ”Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, кредит счета 51 ” Расчетный счет” (в журналах-ордерах №2 и 6).

Расчеты по аккредитивам заключаются в том, что банк покупателя дает поручение (аккредитив) иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя. Денежные средства в сумме аккредитива перечисляются с расчетного счета покупателя на счет аккредитивов или покупателю выдается ссуда.

Расчеты по особым счетам - форма иногородних расчетов покупателя с одним или несколькими постоянными поставщиками, находящимися в одном городе, при которой оплата товаров или услуг осуществляется в банке по месту нахождения поставщика за счет депонированных средств покупателя. Оплата требований происходит только при наличии акцепта представителя покупателя. С особого счета допускается выплата представителю покупателя наличных денег на оплату расходов по приемке и отгрузке товаров.

Расчеты в порядке плановых платежей осуществляются между предприятиями при постоянных, равномерных поставках товарно-материальных ценностей или оказании услуг.

Договором между потребителем и поставщиком устанавливается постоянная, плановая сумма стоимости продукции или услуг, подлежащая оплате ежедневно. Оплата оформляется или платежными поручениями, или платежными требованиями. В согласованные сроки расчеты регулируются, т.е. сопоставляются выплаченные суммы с фактическим объемом (стоимостью) полученной продукции или услуг. Излишне уплаченные суммы могут засчитываться в последующих платежах или возвращаться покупателю, а недостающие - доплачиваться. Данные расчеты ведутся у поставщика на счете 62 ”Расчеты с покупателями и заказчиками”, субсчет 2 ”Расчеты по плановым платежам”. Дебитуется счет на суммы выполненных обязательств, а кредитуется на суммы поступивших платежей. Аналитический учет организуется в ведомости №7 в разрезе каждого дебитора, а синтетический - в журнале-ордере №11 (обороты по кредиту).

Расчеты по аккредитивам и особым счетам учитываются на счете 55 ”Специальные счета в банках”, субсчет 1 ”Аккредитивы”. Аналитический и синтетический учет этих расчетов организуется в журнале-ордере №3 на основании выписок банка.

Одной из форм расчетов являются расчеты платежными поручениями (переводами). Платежное поручение - приказ банку о перечислении с расчетного счета суммы денежных средств другому предприятию, организации или учреждению.

При расчете с предприятиями министерства связи за переводы, совершаемые по почте, за пересылку почтовых посылок, при разовых расчетах с транспортными организациями применяются акцептованные поручения. Акцептуют поручения банки, если на счете плательщика имеется достаточный остаток свободных денежных средств.

Учитываются эти расчеты на счетах 68 ”Расчеты с бюджетом”, 73 ”Расчеты с персоналом по прочим операциям”, 76 ”Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, 69 ”Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”.

Расчеты могут осуществяться чеками. Расчетный чек - письменное поручение банку перечислить со счета чекодателя указанную в чеке сумму. Чековые книжки предприятия получают в своем банке.

Учет выдачи чеков ведется на счете 55 ”Специальные счета в банках”, субсчет 2 ”Чековые книжки”, в журнале-ордере №3.

Для обобщения информации о всех видах расчетов предприятия с различными юридическими и физическими лицами, а также внутрихозяйственных расчетов применяется целая группа специальных счетов, в частности:

счет 60 ”Расчеты с поставщиками и подрядчиками”;

счет 61 ”Расчеты по авансам выданным”;

счет 62 ”Расчеты с покупателями и заказчиками”;

счет 63 ”Расчеты по претензиям”;

счет 64 ”Расчеты по авансам полученным”;

счет 65 ”Расчеты по имущественному и личному страхованию”;

счет 67 ”Расчеты по внебюджетным платежам”;

счет 68 ”Расчеты с бюджетом”;

счет 69 ”Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”;

счет 70 ”Расчеты с персоналом по оплате труда”;

счет 71 ”Расчеты с подотчетными лицами”;

счет 73 ”Расчеты с персоналом по прочим операциям”;

счет 75 ”Расчеты с учредителями”;

счет 76 ”Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”;

счет 78 ”Расчеты с дочерними предприятиями”;

счет 79 ”Внутрихозяйственные расчеты”.



7. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.


Расчеты с разными дебиторами и кредиторами возникают по различным причинам. Предприятие обязуется быть посредником между рабочими и служащими и третьими лицами, организациями, учреждениями (по исполнительным листам, за товары, проданные в кредит), оно хранит своевременно не полученную рабочими и служащими заработную плату, ведет расчеты по претензиям, по возмещению материального ущерба и т.п.

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами учитываются на счетах 63, 73, 76 и др.

Аналитический учет по счетам 61, 64, 65, 75, 78, 79, 62 ведется в ведомости №7, а по счету 76 такая ведомость открывается для каждого субсчета.

В конце месяца по ведомости аналитического учета подсчитывают итоги оборотов и выводят сальдо на следующий месяц.

Кредитовые обороты в разрезе корреспондирующих счетов из ведомостей №7 записывают в журнал-ордер №8 по кредиту счетов 61, 62, 63, 68, 73, 76, 78, 79 и др. Записи по счетам 61, 63, 73 производят в журнале-ордере одной строкой за месяц, а по счету 76 - итогами за месяц по субсчетам. По счетам 68, 78, 79 синтетический учет в журнале-ордере №8 совмещается с аналитическим.

Современные условия развития экономики позволяют использовать такую форму сотрудничества предприятий, как совместная деятельность. Она не предполагает образования юридического лица и осуществляется на основе договора между участниками. Ведение общих дел участников поручается одному из них - доверенному лицу, которое ведет учет совместной деятельности на отдельном балансе. Результаты совместной деятельности распределяются в порядке, предусмотренном договором.

Согласно письму Минфина РФ №480 от 01.02.1994 г. вклады участников в совместную деятельность учитываются ими на счетах 06 ”Долгосрочные финансовые вложения”, или 58 ”Краткосрочные финансовые вложения”, на соответствующих субсчетах ”По совместной деятельности”, расчеты между участниками производятся на счете 77 ”Расчеты по совместной деятельности”. Доверенное лицо вклады участников учитывает на счете 96, субсчет ”Общая долевая собственность по совместной деятельности”, а расчеты между участниками - на счете 77 ”Расчеты по совместной деятельности”.

Передача вкладов осуществляется на основании авизо или другого первичного документа. Предприятия-участники отражают свои вклады в совместную деятельность:

Д-т счетов 58, 06, К-т счетов 47, 48 - на согласованную между участниками сумму вклада;

Д-т счетов 47, 48, К-т счетов 01, 04; Д-т счетов 02, 05, К- т счетов 47, 48 - при передаче имущества;

Д-т счетов 06, 58, К-т сч.48; Д-т сч.48, К-т сч.20 - при передаче незавершенного производства;

Д-т сч.06, К-т счетов 51, 52, 60, 62, 76 - при передаче денежных средств, дебиторской задолженности.

Если сумма вклада оценена выше балансовой стоимости имущественных ценностей, то разница относится на счет 85 ”Добавочный капитал”: Д-т счетов 47, 48, К-т сч.85; если сумма ниже - Д-т счетов 81, 88, К-т счетов 47, 48.

Сумма начисленной прибыли от совместной деятельности отражается: Д-т сч.77, К-т сч. 80; убытков - Д-т счетов 81, 88, 85, К-т сч.77.

Доверенное лицо отражает вклады участников на отдельном балансе в следующем порядке: Д-т счетов 01, 04, 10, 12, 20, 40, 41, 50, 51, 52, 60 и др., К-т сч.96.

Учет совместной хозяйственной деятельности осуществляется в общеустановленном порядке.

Начисление прибыли участникам отражается: Д-т сч.81, К-т сч.77; убытков Д-т сч.77, К-т сч.87.

При прекращении совместной деятельности оставшиеся имущество и денежные средства распределяются в соответствии с условиями договора и используются участниками в первую очередь для закрытия счета 06 или 58. Если сумма полученных средств превышает сумму вклада, то разница относится на счет 88, субсчет ”Безвозмездно полученные средства”, меньше суммы вклада, то списывается за счет собственных средств - Д-т счетов 81, 88.

Доверенное лицо на отдельном балансе делает следующие записи: Д-т сч.96, К-т счетов 50, 51, 52 и др. - при возврате денежных средств и дебиторской задолженности;

при возврате имущества и других ценностей:

Д-т сч.96, К-т счетов 47, 48, 46;

Д-т счетов 02, 05, 13, К-т счетов 46, 47, 48;

Д-т счетов 46, 47, 48, К-т счетов 01, 04, 10, 12, 40, 20;

Д-т счетов 46, 47, 48, К-т сч.80.

Аналитический учет вкладов и расчетов по совместной деятельности ведется в разрезе договоров по каждому участнику в ведомости №7, синтетический - в журнале-ордере №8.



8. Применение ЭВМ в организации учета денежных средств и

   расчетов.


Большие и качественные изменения в организацию бухгалтерского учета и управления вносит использование современных ЭВМ и создаваемых на их основе автоматизированных систем управления производством. Применение ЭВМ позволяет значительно повысить контрольные функции, достоверность и оперативность бухгалтерского учета, использование его данных для управления производством, открывает широкие возможности для комплексной механизации и автоматизации всех планово-экономических расчетов.

В условиях использования ЭВМ необходимая информация о движении денежных средств и состоянии расчетов обеспечивается путем составления машинограммы - контрольной ведомости оборотов по синтетическим счетам в разрезе корреспондирующих счетов и субсчетов. Кроме того, выдаются машинограммы аналитического учета по счетам денежных средств и расчетов, которые заменяют соответствующие учетные регистры. Машинограммы применяются для контроля и выверки расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами и др. По данным машинограмм заполняются отдельные статьи баланса предприятия.












































Список использованной литературы:


1. Козлова Е.П.,  Парашутин Н.В.,  Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 1994.

2. Бухгалтерский учет :Учебник/ П.П. Новиченко, Т.Н. Шеина, Ф.П. Васин и др.; Под. ред. П.П. Новиченко - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1990.

3. Волков Н.Г. Бухгалтерский учет и отчетность на предприятии. - М.: Дело и право, 1992.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.