Рефераты. Транспортные расходы и расходы на рекламу: учет у предприятий торговли

Основным нормативным документом, регламентирующим отношения торгового предприятия, возникающие в процессе размещения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».

Рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы (ст. 2 Закона № 108-ФЗ). Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию (п. 3 ст. 5 Закона № 108-ФЗ).

Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации» (п. 4 ст. 5 Закона № 108-ФЗ).

3.2. Учет расходов на рекламу.


Организации, осуществляющие расходы на рекламу, включают их в состав себестоимости на основании п. 2 «у» Положения о составе затрат. При этом на себестоимость относятся только те расходы, которые имеют документальное подтверждение в пределах сумм, указанных в соответствующих документах.

Документально не подтвержденные расходы подлежат списанию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Документами, подтверждающими рекламные расходы, являются:

-          договор на оказание рекламных услуг;

-          акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);

-          счета-фактуры исполнителя рекламных услуг.

 В случае размещения наружной рекламы необходима также оформленная в установленном порядке разрешительная документация на право размещения средства наружной рекламы. Подтверждением расходов при размещении рекламы в периодической печати может служить полный экземпляр издания, в котором размещена реклама, а при размещении рекламы в электронных средствах массовой информации — эфирная справка.

Расходы на торговую рекламу, включенные в состав издержек обращения и производства, при налогообложении принимаются в пределах утвержденных в установленном порядке нормативов. В настоящее время предельные нормы на рекламу установлены Приказом Минфина РФ от 15 марта 2000 г. № 26Н «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 11 апреля 2000 г. № 2192). Данные нормативы вступили в действие с 1 апреля 2000 г. (п. 3 Приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 г. № 26Н).


Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС

Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли

1

2

До 30 млн рублей включительно

5 процентов от объема

Свыше 30 млн рублей

1,5 млн рублей + 2,5% с объема, превышающего 30 млн рублей

Свыше 300 млн рублей

8,25 млн рублей + 1% с суммы, превышающей 300 млн рублей


Организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли.


Основными видами расходов на рекламу в работе торговых предприятий являются:

-         расходы по оформлению витрин,

-         плата за пользованием рекламным местом,

-         плата за аренду рекламного щита,

-         приобретение или создание рекламной продукции.


В бухгалтерском учете эти виды рекламных расходов отражаются следующим образом:

Учет выбытия товаров в рекламных целях:

Выбытие товаров в рекламных целях должно в обязательном порядке оформляться документально. Специальной унифицированной формы для оформления списания товаров не установлено, поэтому такое списание может быть оформлено актом произвольной формы, содержащим все обязательные реквизиты, предусмотренные требованиями статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Выбытие товаров в рекламных целях рассмотрим на примере предприятия розничной торговли, учитывающего товары по продажным ценам:

Д44 К41 — списана на издержки обращения стоимость товара, использованного в рекламных целях

Д80 К68, субсчет «Расчеты по налогу на рекламу» — начислен налог на рекламу (5%)

Возможен также вариант, при котором товары, использованные для оформления витрины, предварительно учитываются на счете 10 «Материалы». В этом случае их передача с товарного склада на склад материалов документально оформляется накладной на внутреннее перемещение товаров.

В 2000 году в связи с принятием Федерального закона от 2 января 2000 г 36-ФЗ, который ввел для предприятий розничной торговли общеустановленный порядок исчисления налога на добавленную стоимость, такие операции отражаются следующими записями:

Д41 К60 — оприходован товар,

Д19 К60 —учтен НДС по товару,

Д41 К42 — учтена торговая наценка (увеличивается на сумму НДС)

Д41 К42 — сторно — снята торговая наценка,

Д 68 К 19 — НДС по товару, использованному в рекламных целях, предъявлен бюджету (при условии расчета с поставщиком)

Д10 К 41 — товар передан на склад материалов

Д44 К10 — материалы использова­ны для оформления витрины.


Все рекламные расходы учитываются на счете 44 «Издержки обращения» с последующим отнесением на финансовый результат, суммы расходов на рекламу в пределах установленных нормативов уменьшают налогооблагаемую прибыль, а расходы на рекламу, превышающие установленные нормативы, не уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия.


Плата за пользование рекламным местом и за аренду рекламного щита:

Д44 К76 — отражены расходы по рекламе

Д19 К76 — учтен НДС по рекламным расходам

Д 76 К 51 — оплачены расходы на рекламу

Д 68 К19 НДС предъявлен к возмещению из бюджета.


Приобретение или создание рекламной продукции (щи­та, стенда и т. д.) будет отражаться в бухгалтерском учете в зависимости от ее отнесения к малоценным и быстроизна­шивающимся предметам, основным средствам или к нема­териальным активам.


Если рекламный носитель относится к категории МБП, то в бухгалтерском учете его приобретение отражается записями:

Д12 К76 — приобретен МБП

Д19 К76 — учтен НДС по приобретенному МБП

Д76 К51 — оплачен оприходованный МБП

Д 44 К13 —начислена амортизация МБП и включена в рекламные расходы того месяца, в котором начислена

Д68 К19 — НДС предъявлен к возмещению из бюджета.


В случае когда рекламный носитель относится к категории основных средств, то в бухгалтерском учете его приобретение отражается записями:

Д08 К76 — приобретено ОС

Д19 К76— учтен НДС по приобретенному ОС

Д76 К51 — оплачено оприходованное ОС

Д01 К08 — рекламный носитель учтен в составе основных средств

Д44 К02 — начислена амортизация ОС и включена в рекламные расходы того месяца, в котором начислена

Д68 К19 — НДС предъявлен к возмещению из бюджета.


Если рекламный носитель относится к категории нематериальных активов (НМА), то есть приобретается долгосрочное или бессрочное право пользования рекламным местом, то в бухгалтерском учете эта операция будет отражена следующими записями:

Д08 К76 — приобретен НМА

Д19 К76 — учтен НДС по приобретенному НМА

Д 76 К51 оплачен оприходованный НМА

Д04 К08 — рекламный носитель учтен в составе НМА

Д44 К05 — начислена амортизация НМА и включена в рекламные расходы того месяца, в котором начислена

Д68 (88) К19 — НДС предъявлен к возмещению из бюджета (отнесен за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения).



3.3. Учет НДС.


Показатель, принимаемый для расчета нормативов расходов на рекламу (по мнению налоговых органов — валовой доход), учитывается с НДС, а расходы на рекламу учитываются в суммах без НДС.

Кроме выбора показателя для расчета нормативов расходов на рекламу, проблему для бухгалтеров торговых предприятий составляет также и правомерность возмещения (зачета) из бюджета НДС по сверхнормативным расходам на рекламу.

Эта проблема вызвана тем, что абз. 17 п. 19 Инструкции Госналогслужбы РФ № 39 установлено, что суммы НДС, оплаченные по расходам, связанным с содержанием служебного автотранспорта, компенсацией за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, затратами на командировки, представительскими расходами, относимыми на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством, подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах, а сверх норм — налог к возмещению из бюджета не подлежит, а относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций (предприятий). Перечень расходов, для которых установлен данный порядок возмещения НДС, является закрытым и расходы на рекламу в нем не упомянуты. Поэтому возмещению (зачету) из бюджета должен подлежать весь НДС, уплаченный рекламодателем. Однако налоговые органы и Минфин РФ настаивают на том, что возмещению (зачету) из бюджета подлежит только НДС, относящийся к расходам на рекламу в пределах нормативов. Согласованная позиция по этому вопросу Минфина РФ и Госналогслужбы РФ высказана в Письме Минфина РФ от 26 февраля 1998 г. № 04-03-11.

Поэтому предприятию следует решить: либо списывать НДС по сверхнормативным расходам на рекламу за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после налогообложения, как этого требуют налоговые органы, либо отстаивать свою правоту в арбитражном суде.

Отражение в учете нормативных и сверхнормативных расходов

Предприятие торговли для расчета норматива расходов на рекламу использует показатель валового дохода и НДС по сверхнормативным расходам относит за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после налогообложения.

Операции можно отразить проводками:

Д44 К76 – отражены расходы по рекламе,

Д19 К76 – учтен НДС по рекламным расходам,

Д76 К51 – оплачены расходы на рекламу.

Если в отчетном периоде были сверхнормативные расходы на рекламу, то их возмещение отражается следующими проводками:

Д68 К19 – предъявлен к возмещению из бюджета НДС по нормативным расходам,

Д88 К19 – НДС по сверхнормативным расходам отнесен за счет прибыли, остающейся у предприятия после налогообложения.

В Справке о порядке «Расчета налога от фактической прибыли», показывается сумма превышения фактических расходов на рекламу над нормативными.

Если во втором отчетном периоде расходы на рекламу были меньше нормативных, то:

Д68 К19 — предъявлен к возмещению из бюджета НДС по рекламным расходам второго отчетного периода.

Д88 К19 сторно — учтен НДС по сверхнормативным расходам первого отчетного периода,

Д68 К19предъявлен к возмещению из бюджета НДС по рекламным расходам первого отчетного периода и т.д.

По итогам такого отчетного периода в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли», по строке 4.1 «з» записи, касающиеся рекламных расходов, не делаются.


3.4. Налог на рекламу.


В соответствии с подп. «3» п. 1 ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предприятие, размещающее рекламу, является плательщиком налога на рекламу. Расходы предприятия по оплате налога на рекламу относятся на финансовые результаты (п. 5 ст. 21 Закона).

В бухгалтерском учете операции по начислению и уплате налога на рекламу отражаются записями:

Д80 К68, субсчет «Расчеты по налогу на рекламу» — начислен налог на рекламу (5%)

Д68, субсчет «Расчеты по налогу на рекламу» К51 — уплачен налог на рекламу.


Литература.


  1. Транспортные расходы по приобретению товаров. Ю.В.Михайловская. Главбух. Учет в торговле.№1, 2000. С.2-7.
  2. Транспортные расходы по сбыту товаров. Ю.В.Михайловская. Главбух. Учет в торговле. №4, 2000. С.16-25.
  3. Расходы на рекламу: учет и налогообложение у предприятий торговли. А.С Гаськов. Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. № 10, 2000. С. 9-13.
  4. Вывеска  или реклама? Д.В.Морозов. Главбух. № 22, 2000. С. 58-61.
  5. Применение норм расходов на рекламу торговыми организациями. С.В.Венеровский. Консультант. № 9, 2000. С. 84-86.
  6. Торговля: актуальные вопросы налогообложения. Ю.Подпорин.Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. № 21, 2000.С. 7-15.
  7. Приказ МФ РФ «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения» № 26-н от 15.03.2000.
  8. Приказ МФ РФ «Об изменении норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных целей». № 16-н от 4.02 2000.
  9. Что нужно знать о рекламе? М.Бойкова. Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. № 20, 2000. С. 8-12.
  10. Федеральный закон «О рекламе». № 108-ФЗ от 18 июля 1995 г.
  11. Автотранспортные операции. Е.Мельникова. Экономика ижизнь. Бухгалтерское приложение. №37, 2000. С. 22-24.
  12. Налоговый спор предприятия торговли – расходы на рекламу. Главбух. № 7, 2000. С. 56-58

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.