Рефераты. Типы рыночных структур и их отличительные особенности

Лидерство в  ценах  -  это  одна  из форм рыночного поведения фирм-олигополистов,  при которой все конкуренты  на  данном  рынке следуют  в  фарватере  ценовой политики ведущей или господствующей фирмы олигополиста. Речь идет о том,  что наиболее крупная или наи­более  эффективная в отрасли компания выбирает наиболее подходящий момент и место для изменения цены,  тогда как все  остальные  фирмы-олигополисты  автоматически  следуют  этому  изменению. В данном случае фактически отсутствует ценовая конкуренция, несмотря на  то, что и не имеет место тайный сговор, возможность последнего не иск­лючается полностью.

Однако когда мы говорим о "лидерстве в ценах", то предпола­гаем,  что никаких соглашений или каких-либо договоренностей между фирмами  не  имеется. И, тем не менее, согласование действий олигопо­листов,  несмотря на закамуфлированный  характер,  в  определенном смысле  происходит  открыто. Ценовой лидер,  высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменения цены, как бы будит реакцию остальных  товаропроизводителей. Ответная  реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сиг­налом к осуществлению либо воздержанию от тех или  иных  мероприя­тий.  Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он,  как правило, не реагирует на незначительные колебания в усло­виях издержек и спроса.

Изменение цен происходит только в том  случае,  если  имеют место заметные отклонения в стоимости или иных факторах производс­тва или изменения в условиях функционирования предприятия либо вы­пуска продукции.  Наконец, цена на олигополизированном рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к  которым  прибавляется  надбавка  обычно в размере определенного процента.  В дальнейшем мы будем использовать термин "средние  издержки",  под которыми в долгосрочном периоде следует понимать всю совокупность издержек,  так как деление издержек на  постоянные  и переменные  приемлемо  лишь для краткосрочного периода.  В связи с тем,  что издержки производства изменяются под  влиянием  масштаба производства,  в качестве исходного уровня берется средний предполагаемый объем выпуска продукции в  рамках  определенного  периода времени. Это обуславливает далеко не полную загрузку производствен­ных мощностей. Однако показатель загрузки производственных  мощнос­тей (например,  75-80%) включает в себя не только составляющую ос­нову масштаба производства для расчета цены,  но определенный про­цент  резервных  мощностей  как непременное условие для расширения производства в случае необходимости, и для его обновления.

Расчетная цена,  образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной надбавки в  качестве  экономической прибыли,  служит своего рода стандартной ценой для проведе­ния ценовой политики, которая призвана  учитывать  действительную или  возможную  конкуренцию,  финансово-экономическую  и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. В заклю­чение следует отметить,  что подобная рода форма ценообразования в основном присуща для фирм с высокой степенью дифференциации и  диверсификация  выпускаемой  продукции,  что  выступает значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по  каждому отдельно  взятому  изделию. При этом данный тип олигополистического ценообразования не является несовместимым с использованием прямого тайного  сговора или лидерства в ценах.  Предпочтение,  отдаваемое олигополиями развертыванию неценовой конкуренции  по  сравнению  с ценовой,  связано с тем, что обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных  технологий,  удачная  реклама позволяет  создать устойчивость и стабильность на рынке по сравне­нию с конкуренцией цен.

Последняя может  привести к существенным издержкам и истоще­нию конкурентов, а иногда и к нарастанию монополистических тенден­ций на рынке. В крайнем случае, следствием ценовой конкуренции может стать переход от разряженной олигополии к плотной, а это, в свою очередь, открывает путь  к  прямому тайному сговору конкурентов. Другой причиной пред­почтения неценовой  конкуренции  обусловлено  крупными  масштабами производства  олигополистов,  значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неце­новой конкуренцией.

Общая оценка олигополистических структур.

 Оценивая значения олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неиз­бежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой  конкуренции  и стремления предприятий к достижению опти­мальных масштабов производства. Во-вторых,  несмотря как на положи­тельную, так и негативную оценку олигополий в современной экономи­ческой жизни, следует признать объективную реальность их существо­вания. Положительная оценка олигополистических структур связывает­ся, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Дейс­твительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополизированными структурами достигнуты значительные успехи в  развитии научно-технического   прогресса   (аэрокосмическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополии обла­дают значительными финансовыми ресурсами, а также заметным отличи­ем в политических и экономических кругах общества,  что  позволяет им  с  той или иной степенью доступностью участвовать в реализации выгодных проектов и программ,  финансируемых нередко из обществен­ных фондов. Небольшие конкурентные фирмы,  как правило, не обладают достаточными средствами для не привлекательных стимулов при реали­зации имеющихся разработок. Негативная оценка олигополий определя­ется следующими моментами.

Это, прежде  всего  то,  что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно, можно ожидать таких же отрицательных  последствий как и при рыночной власти монополиста. Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и  регули­руется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и тем самым уходит из-под контроля государства и создает видимость конкуренции,  тогда как на самом деле стремиться извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывает­ся  на  снижении  эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества. Другим отрицатель­ным моментом может служить то, что, несмотря на значительные финан­совые  ресурсы, сосредоточенные  в  олигополистических  структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатываются незави­симыми изобретателями,  а также небольшими и средними фирмами, осу­ществляющими исследовательскую деятельность.

В целом,  когда обращается внимание на оценку  эффективности олигополий,  то отмечается, что последние нередко заинтересованы в сдерживании научно-технического прогресса,  так как они  не  будут спешить  внедрять появившиеся "новинки" до тех пор,  пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный  крупный  капи­тал. Такая политика препятствует моральному износу как машин и обо­рудования, так и технологий и продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из всего рассмотренного можно подвести следующие итоги :

- считается,  что все многообразие рыночных структур охваты­вается четырьмя теоретическими моделями :

l ) совершенно конкурент­ный рынок ; 

2) монополия ; 

3) монополистическая конкуренция ;

4) олигополия ;

- два основополагающих правила применимы  для  анализа 2  любой рыночной структуры :

1 ) фирма должна продолжать производство това­ра, если при достигнутом уровне выпуска готовой продукции ее  сум­марный доход  превышает  суммарные  переменные издержки ; 

2) если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать та­кое количество продукции,  при котором предельный доход равен пре­дельным издержкам ;

- в условиях совершенно конкурентного рынка кривая спроса от­дельной фирмы абсолютно эластична, предельный доход равен цене то­вара, а  кривая предложения совпадает с отрезком кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных  издержек. В краткосрочном периоде фирма приспосабливается к вариациям рыночных цен только изменяя величину переменного фактора. Она максимизирует прибыль, когда предельные издержки равны цене товара. Если цена Р выше средних общих издержек АТС,  то фирма получает прибыль, когда Р=АТС, фирма  имеет  нулевую прибыль,  в случае Р<АТС фирма несет убытки, при P<AVC фирме надо прекратить производство.

Для равновесия  фирмы  в  долгосрочном периоде необходимы три условия : l) MR=MC ; 2) экономическая прибыль равна нулю; 3) фирма отрасли вырабатывают  все резервы "экономии на масштабах" и произ­водят продукцию в объемах,  соответствующих точкам минимума кривых LRAC;

- при монополии кривая спроса и среднего дохода  совпадает  с рыночной кривой  спроса.  Кривая  MR  лежит ниже кривой спроса.  В краткосрочном периоде фирма достигает максимальной прибыли,  когда MR=MC . Это происходит всегда при объемах производства, меньших,

чем в условиях совершенной конкуренции ,  но  более  высоких  це­нах . Равновесие монополиста  в  долгосрочном  периоде будет продол­жаться,  пока фирма сохранит монополию. Путем ценовой дискримина­ции монополист может увеличить объемы продаж и получаемую прибыль;

- модель монополистической конкуренции характеризуется  соче­танием совершенно конкурентного (свобода входа и выхода) и монопо­листического ( падающий характер кривой спроса )  рынков.  Отличи­тельной чертой  является наличие в отрасли достаточного числа кон­курентов, которые проводят собственную ценовую политику,  не взи­рая на реакцию  конкурентов ;

- при олигополии выполняются три условия : 1 ) в отрасли дейс­твуют несколько  фирм,  так что отрасль не является монополизиро­ванной; 2) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер;  3) в отрасли  присутствует, по крайней мере, одна крупная фирма,  любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов.

В краткосрочном периоде фирма-олигополист реагирует на коле­бание спроса не изменением цен,  а уменьшая или увеличивая  объем продаж.

На сегодняшний день, проблема монополий и эффективного антимо­нопольного законодательства в России стоит как никогда остро. И то, как и когда эти меры будут приняты,  во многом определит время, на которое растянется переход россии к нормальным рыночным  отношени­ям.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.