Рефераты. Типология предпринимательства

Типология предпринимательства

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

ТИПОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                            Студентка НЭ 2 – 4

                                                                                                            Кощеева Мария     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Москва

1998 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 3

1.1. Предпринимательство государственное и предпринимательство частное..................... 5

1.2. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность..................... 5

2. Формы производительной предпринимательской деятельности 7

2.1.  Два возможных способа действий предпринимателя в отношении потребителя......... 7

2.2. Традиционалистское и инновационное предпринимательство....................................... 7

2.3. Основной и вспомогательный виды производительной предпринимательской деятельности   8

3. Посредническая предпринимательская деятельность..................... 9

3.1. Понятие посредника.............................................................................................................. 9

3.2. Функциональное назначение посредника........................................................................... 9

3.3. Агентирование..................................................................................................................... 10

3.4. Конкретные формы агентирования.................................................................................... 12

3.5. Оптовое купечество............................................................................................................. 13

3.6. Посылторговское посредничество..................................................................................... 14

3.7. Торговое представительство (представительство торговых интересов принципала).. 14

3.8. Коммивояжерство................................................................................................................ 14

3.9. Аукционерство..................................................................................................................... 15

3.10. Биржевое предпринимательство...................................................................................... 15

3.11. Фьючерсы........................................................................................................................... 21

3.12. Риэлторство........................................................................................................................ 24

4. Предпринимательство в финансовой сфере............................................ 25

4.1. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры............... 25

4.2. Банки..................................................................................................................................... 25

4.3. Инвестиционные компании и фонды................................................................................ 26

4.4. Аудиторство.......................................................................................................................... 28

Заключение......................................................................................................................... 29

Литература............................................................................................................................ 30


ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство как особая форма экономической активности

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым". В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия".

История развития теории предпринимательства

Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. "Три волны" развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

"Первая волна", которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. Французский экономист шотландского происхождения Р. Кантильон в XVIII в. впервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Согласно Р. Кантильону, предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. К последователям этого течения можно отнести И. Тюнена и Г. Мангольдта — представителей немецкой классической школы XIX в., а также американского экономиста Ф. Найта.

"Вторая волна" в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. Основоположником этого направления является один из крупнейших представителей мировой экономической мысли Йозеф Шумпетер (1883—1950). В своих новаторских работах И. Шумпетер рассматривал предпринимателя как центральный элемент механизма экономического развития. По его мнению, в основе экономического развития лежит особая функция предпринимателя, проявляющаяся в стремлении использовать "новую комбинацию" факторов производства, следствием чего является нововведение, инновация. "Если вместо количества факторов, — писал он, — мы меняем саму форму функции, то получаем нововведение". Предприниматель в такой ситуации призван "...делать не то, что делают другие", и "...делать не так, как делают другие".

И. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:

1) потребность в господстве, власти, влиянии;

2) воля к победе, стремление к успеху, достигнутому в борьбе с соперниками и с самим собой ("потребность в достижениях" — так позже охарактеризовал это американский психолог Д. Макклеланд);

3) радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

И первая и вторая "волны" развития теории предпринимательской функции были основаны на монофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишней односторонности в толковании проблем предпринимательства. Полифункциональная модель предпринимательства связана с появлением "третьей волны" в результате теоретических изысканий И. Шумпетера, а также неоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителями которой были Л. Мизес и Ф. Хайек.

По мнению Л. Мизеса и Ф. Хайека, "...делом предпринимателя является не просто экспериментировать с новыми технологическими методами, а отобрать из множества... возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для снабжения самым дешевым способом людей тем, в чем они в настоящий момент больше всего нуждаются.".

"Третья волна" отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе. Идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека развил американский экономист И. Кирцнер, который видит основную роль предпринимателя в том, чтобы добиться такого регулирования системы, осуществить такую ее подстройку, которая обеспечивала бы движение рынков к состоянию равновесия, т. е. предприниматель представляет собой "уравновешивающую" силу.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к "четвертой волне", появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.