|
|
|
|
|
|
|
4 |
Погашение задолженности по кредитам |
|
|
|
|
|
5 |
Выплата дивидендов |
|
|
|
|
|
6 |
Сальдо финансовой деятельности* (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3) – (стр.4) |
|
|
|
|
|
· При выплате дивидендов стр. 6 = (стр. I + стр. 2 + стр. 3) — (стр. 4 +стр.5).
Таблица 25
Баланс
Наименование показателя
На начало t-го года, тыс. тен.
На начало (t+1)-го года, тыс. тен.
На начало (t+2)-го года, тыс. тен.
АКТИВ
Основные средства и прочие
8324,0
9369,0
14652,0
внеоборотные средства
Запасы и затраты
430,0
490,0
5420,0
Расчеты с дебиторами (задолжники)
170,0
230,0
1486,0
Денежные средства
60,0
110,0
240,0
Расчеты и денежные средства
280,0
360,0
5134,6
БАЛАНС
9264,0
10559,0
26932,6
ПАССИВ
Уставный фонд
720,0
840,0
1510,0
Источники собственных средств
8210,0
9268,0
13160,0
Долгосрочные кредиты и займы
10,0
31,0
3104,0
Краткосрочные кредиты и займы
20,0
45,0
100,6
Кредиты банков для работников
15,0
40,0
110,0
Расчеты с кредиторами, в том числе
50,0
80,0
1980,0
за полученные сырье и материалы
Расчеты и прочие пассивы
239,0
255,0
6968,0
БАЛАНС
9264,0
10559,0
26932,0
Финансовое состояние предприятия считается благоприятным при соблюдении следующих условий: коэффициент текущей ликвидности должен быть не менее двух единиц, коэффициент быстрой ликвидности — не менее единицы, коэффициент абсолютной ликвидности — в пределах от 0,2 до 0,5.
Финансовая устойчивость предприятия оценивается с помощью следующих показателей:
коэффициент автономии — отношение собственного капитала к сумме активов (валюта баланса), не должен превышать 0,5;
коэффициент левереджа — доля заемного капитала (сумма долгосрочных и краткосрочных пассивов) в общей стоимости собственного капитала, должен быть не менее единицы;
коэффициент маневренности — отношение собственных оборотных средств (собственный капитал минус внеоборотные активы) к собственному капиталу, не должен быть менее 0,5;
коэффициент соотношения мобильных и мобилизационных средств — отношение материальных оборотных активов плюс денежные средства, краткосрочные капитальные вложения и дебиторская задолженность к внеоборотным активам;
коэффициент обеспеченности оборотными средствами — отношение собственных оборотных средств к оборотным активам (материальные оборотные активы плюс денежные средства, краткосрочные капитальные вложения и дебиторская задолженность), не должен быть меньше нуля.
Снижение значений коэффициентов за пределы нижней границы характеризует ухудшение финансового состояния предприятия, их превышение верхней границы — наличие сверхнормативных запасов.
Финансовое положение предприятия тесно связано с показателями финансовой активности, т. е. эффективность использования ресурсов оценивается по следующим показателям:
длительность одного оборота — отношение количества дней в году к количеству оборотов оборотных средств;
количество оборотов оборотных средств — отношение себестоимости (стоимости) реализованной продукции к среднему остатку оборотных средств;
фондоотдача — отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов;
безубыточность — равенство выручки от продаж и себестоимости реализованной продукции;
рентабельность — отношение балансовой, чистой прибыли или прибыли от реализации к стоимости производственных фондов (сумма основных производственных фондов и среднего остатка оборотных средств), т. е. доля соответствующей разновидности прибыли, приходящаяся на 1 тен. производственных фондов.
Анализ финансового состояния предприятия позволяет рационально использовать располагаемые ресурсы и выполнять всю совокупность функций в процессе хозяйственной деятельности в целях:
максимизации доходности и повышения уровня защиты от предпринимательского риска;
повышения достоверности текущих и перспективных прогнозов использования финансовых ресурсов по основным направлениям хозяйственной деятельности предприятия и с учетом особенностей рыночной экономики;
выбора экономически обоснованных источников финансирования и т. д.
1.4 Налоговая политика
Налоговая политика — составная часть экономической политики государства, которая базируется на совокупности юридических
законодательных актов, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания и регулирования.
Налоги появились с возникновением государства, которому требуются средства на содержание государственного аппарата, армии, здравоохранения, культуры и т. п. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»*.
Налоги — это обязательные платежи, которые служат основным источником бюджетных средств государства и местных органов управления. Сущность налога проявляется в изъятии части валового внутреннего продукта (совокупная стоимость в рыночных ценах конечной продукции и оказанных услуг, произведенных в стране) в виде обязательного взноса.
В хозяйственном механизме налоги выполняют определенные функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.
Регулирующая функция направлена на упорядочение рыночных отношений и проявляется в сфере экономики в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма. Налоговое регулирование относится к одному из наиболее эффективных рычагов управления рыночной экономикой и способствует сглаживанию социальных противоречий, выполнению научных, научно-технических и крупных производственных программ, которые без участия государства практически не могли бы быть реализованы.
Стимулирующая функция реализуется через систему льгот и направлена на внедрение достижений научно-технического прогресса, развитие производства, продажу товара за границу, ввоз капитала и т. д.
Распределительная функция заключается в перераспределении налогов для социального выравнивания уровня жизни населения.
Фискальная (бюджетная) функция обеспечивает сбор средств для формирования бюджета финансовых ресурсов государства.
Она должна быть подчинена денежной политике государства и обеспечивать определенное соответствие между суммой денег, находящихся в обращении, включая банковские депозиты (денежная масса), и темпами роста валового национального продукта (ВНП).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.