Рефераты. Теория мотивации

Теория мотивации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

по МЕНЕДЖМЕНТУ

НА ТЕМУ:

“ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ”

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Федосов А.В.

группа  5292

Проверила: Семенова А.А.

 

 

 

 

 

 

Москва 2001 г.

 

ПЛАН РЕФЕРАТА:

 

 

Введение                                                                                                       3- 4

1.Что такое мотивация                                                                            5- 8

1.1Мотивационный процесс                                                               8- 10

2.Теории мотивации                                                                                     10

2.1Содержательные                                                                                      10

2.1.1Теотия мотивации А. Маслоу                                                10- 11

2.1.2Теория мотивации Девида Мак Клелланда                   11- 12

2.1.3Теория мотивации Фредерика Герцберга                       12-14

2.2Процессуальные                                                                                       15

2.2.1Теория ожиданий В. Врума                                                           15

2.2.2Теория справедливости                                                   15

2.2.3Теория мотивации Л. Портера—Э. Лоулера                 15-16

Заключение                                                                                                         17

Список литературы                                                                                        18



















ВВЕДЕНИЕ


Основные задачи мотивации: 1

·     формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;

·     обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;

·     формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач необходим анализ:

·     процесса мотивации в организациях

·     индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними

·     изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.

 Для решения указанных задач применяются  различные методы мотивации, сущность которых рассмотрим ниже.

Самым  первым  и   наиболее  распространенным   методом  был метод   наказания  и   поощрения,  так   называемая  политика «кнута и  пряника». Этот  метод использовался  для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго  в условиях  административно-командной   системы.    Постепенно   он трансформировался  в  систему  административных  и экономических санкций и стимулов. Такой  метод  был  эффективен  при  повторяющихся рутинных операциях,. незначительной содержательной части  работы, невозможности поменять место работы ( по разным причинам), а также в условиях бригадных и  коллективных подрядов,  где действовали регламентированные надбавки и удержания. С  повышением  роли  человеческого  фактора  появились  психологические методы  мотивации. В  основе этих  методов лежит утверждение,   что   основным  модифицирующим   фактором  являются не  только материальные  стимулы, но  и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение,  признание со  стороны окружающих  членов  коллектива, моральное  удовлетворение работой и гордость  своей фирмой.  Такие методы  мотивации базируются на изучении потребностей человека,  т. е.  осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и  служит средством удовлетворения потребностей.   Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной. 

В централизованной хозяйственной модели труд в целом был ориентирован на выполнение и перевыполнение плановых заданий по выпуску продукции заданного качества, а в конечном итоге – на экономное использование рабочего времени т.е. жесткий контроль и никакой – мотивации рабочих.2


1 Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Менеджмент, М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ 1998г.стр.144

2 А.Зубкова, Л.Суетина, В.Брылев «Труд в условиях становления рыночных отношении» стр.87 2000г.№2 «Российский экономический журнал».

Мотивация труда работников организаций сегодня – важнейшая область управленческой деятельности. Экономические реформы сопровождаются трансформацией отношения людей к труду, изменение их ценностных ориентации, появлением новых возможностей реализации жизненного потенциала. В этих условиях обеспечение заинтересованности работника в труде оказывается, с одной стороны, исключительно сложной, а с другой – едва не главной задачей – особенно для крупных предприятий, имеющих давнюю историю и спецификацию традиций. Переход к новой системе экономических отношений привели к отказу от социалистического принципа всеобщей гарантированности права на труд, вследствие чего ключевым мотивом становится страх потерять работу. Любое предприятие вовремя выплачивающие зарплату оказывается привлекательным для работников. Даже низкие должности привлекают людей на эти предприятия – люди надеются на карьерный рост, особенно это привлекает молодых специалистов. На таких предприятиях применяется в виде мотивации «страх» перед увольнением и людей это заставляет работать.

Второй основополагающий мотив современного россиянина – вознаграждение за труд. Этот мотив возник из-за низкого уровня жизни который установился после дефолта 1998 года.

Соответствующие формы стимулирования вышли на первый план в системах управления предприятия, строящихся с учетом мотивации работников.3 

Основным социальной активности человека является труд. В настоящее время под влиянием различных макроэкономических и личностных факторов происходит качественная трансформация структуры ценностных ориентиров и их следствие, - кризис трудовой мотивации, что, в свою очередь обуславливает кризис социальной активности.

Существует несколько причин кризиса:

1.      для основной массы работающих трудовая деятельность в сфере материального производства перестала быть полноценным источником основных жизненных потребностей.

2.      ухудшаются условия трудовой деятельности

3.      происходят резкие изменения в духовных и интеллектуальных потребностях

4.      значительное расслоение общества, обусловленное криминальной и полу криминальной деятельностью

Следствием этого выступает падение ценности и престижности честного труда.

Труд перестал быть эффективным источником удовлетворения социальных потребностей людей. Исчезли или значительно уменьшились такие мотивы, как работа на благо общества, коллектива. Преобладающие значение приобретает фактор материального вознаграждения. Из –за ухудшения материальных условий среди мотивов трудовой деятельности преобладают краткосрочные цели и ценностные ориентации т.е. кризис мотивации проявляется в том, что происходит замена уровня высших потребностей уровнем низших потребностей, причем степень упрощения приближается к дегродации.4 

 

 

3В.Предыбайлов, «Особенности трудовой мотивации работников железнодорожного транспорта», 1999г.,№5-6,стр.58-59,Российский экономический журнал

4Г.Цветкова, «Кризис трудовой мотивации и его последствия.»,2000г.,№4,стр.51-52,Экономист

 

1.ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ?


В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием. Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение  человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

·     что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационного воздействия.

·     каково соотношение внутренних и внешних сил;                   

·     как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.5


 Прежде  чем  приступить  к  рассмотрению  этих   вопросов, 

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.