Рефераты. Теория капитала: стоимость, деньги, товарный фетишизм (К. Маркс) p>где   ПТ - производительность труда;

     К - количество произведенной продукции;

     В - время, затраченное на производство продукции.

Практически производительность труда измеряется либо путём деления объёма произведенной продукции на затраченное время, либо путём деления затраченного рабочего времени на объём произведённой продукции. В связи с этой пропорцией. Маркс вывел следующую математическую зависимость:   “ Величина стоимости товара изменяется, таким образом, прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда, находящего себе осуществление в товаре”.  Из этого следует, что более производительный труд за данный промежуток времени всегда создаёт большую стоимость, чем менее производительный. Таким образом, мы можем теперь увидеть, что закон стоимости несёт в себе следующие функции:

1) Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно

необходимых.

2) Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми.

3) Стимулирует снижение затрат.

4) Регулирует распределение труда по сферам производства.

5) Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость.  

Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и

при их расхождении.

6) Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.  

Итак, стоимость есть общественное, а не природное свойство вещей; она выражает собой общественное отношение товаропроизводителей, опосредованное через вещи.   Как показывает исторический опыт, стимулы  давление, создаваемые законом стоимости, весьма действенны и эффективны. И последствия и примеры действия закона стоимости не ограничиваются экономической сферой, но проявляются и в социальной сфере.

Рыночная стоимость-это наиболее вероятная цена, определяемая на конкретную дату оценки, за которую собственность может перейти из рук в руки на открытом и конкурентном рынке при условии соблюдения всех условий «справедливой продажи», то есть, когда:

1)  продавец и покупатель имеют типичную мотивацию (причины, побудившие    их    к    сделке,    соответствуют    наиболее    часто встречающимся причинам, и, что наиболее важно, отсутствует принуждение);

2)  обе   стороны   хорошо   осведомлены   обо   всех   существенных характеристиках имущества, являющегося предметом сделки, а также потенциально возможных способах его использования; обе стороны хорошо информированы обо всех особенностях купли-продажи   данного   вида   собственности   (уровень   цен, порядок и условия оформления и т.п.);

3)  и    покупатель,    и    продавец    действуют    исходя    из    своих максимальных интересов и максимальной выгоды;

4)  имущество   находилось   на  рынке   достаточно   времени   для ознакомления с ним большинства потенциальных покупателей;

5)  платеж: за объект оценки выражен в денежной форме;

6)  согласованная       цена       отражает       нормальные      условия финансирования (отсутствуют необычные условия кредитования, сумма   выплачивается   единовременно   в   момент   совершения сделки     или     сроки     платежа     отодвинуты     незначительно, отсутствуют также другие уступки и соглашения).

Кроме названия условия «справедливой продажи» есть название условия «чистой сделки», обозначает то же самое, то есть те шесть условий, которые были перечислены выше.


Инвестиционная стоимость-это стоимость собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных целях инвестирования. Именно этим ИС отличается от PC, которая обезличена и отражает наиболее вероятное поведение среднего, типичного покупателя на рынке.

Ликвидационная стоимость - это оценочная стоимость в конце срока экономически полезной жизни собственности. В разных ситуациях понимается по-разному:

1) Планомерная ликвидация

2)Вынужденная ликвидация. Например, когда определяется стоимость активов  предприятия – банкрота или в целях залога имущества. В этом случае ликвидационная стоимость -- это цена, с которой вынужден согласиться владелец при продаже имущества в связи с его ликвидацией,

вероятнее всего, в срок меньший разумно необходимого для ознакомления с ним на рынке большинства потенциальных покупателей. В теории оценки понятие ЛС рассматривается именно в этом смысле, т.е. стоимость при вынужденной продаже.

3)  При определении дохода от перепродажи на будущий момент времени - оценщик, как правило, не называет конкретную сумму, а указывает предполагаемую тенденцию в изменении стоимости (увеличится на 20 %, уменьшится на 10 %), что связано с ситуацией на соответствующем рынке, а также с износом недвижимости.

Привносимая стоимость- это сумма увеличения стоимости всего объекта в результате использования базового варианта вместе с дополнительным объектом. Определяется по отношению к дополнительному объекту.

Этот вид стоимости возникает в связи с тем, что стоимость отдельных видов имущества выше для определенного пользователя, чем для рынка в целом.

ПС определяется для определения целесообразности привлечения  дополнительного объекта.

Рассмотренные виды стоимостей можно разделить на две группы :

Стоимость объективная служит для проведения операций с недвижимостью на рынке. Отражает объективную цену, которая должна преобладать на свободном открытом и конкурентном рынке на основе равновесия спроса и предложения.

Стоимость субъективная - стоимость имущества для конкретного собственника-пользователя или конкретного инвестора при определенном способе использования. Стоимость в пользовании не зависит от наилучшего использования имущества, а зависит от того варианта использования, который предполагает конкретный собственник или инвестор. К. Маркс исходил из трудового характера стоимости денег. Т. е. деньги - это ничто иное, ка общественно необходимый абстрактный труд, затраченный на их добычу (речь идет о золоте). Он дал анализ исторического развития обмена и форм стоимости: простая или случайная форма стоимости, полная или развернутая, всеобщая форма стоим., денежная форма стоим.

На определенном этапе золото становится деньгами, когда роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, всеобщая форма стоим,сменяется денежной формой стоим., и золото становится деньгами. По Марксу, деньги - это товар, являющийся всеобщим эквивалентом для всех других товаров. Деньги имеют всеобщую потреб. стоимость (полезность), это значит, что имея из можно удовлетворить любую человеческую потребность.К. Маркс жил в эпоху золотого стандарта. Основой денежного обращения было золото. Отмена золотого стандарта произошла в два этапа. Сначала смертельный удар по золотомонетному и золотодевизному обращению нанес разрушительный мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. При колоссальном обесценении бумажных денег их было невозможно разменивать на золото. В итоге в 1931 - 1936 гг. обмен бумажных денег на золото был прекращен во всех странах. Пользуясь возросшей во время второй мировой войны экономической мощью, США внедрили доллар в качестве основной валюты в расчетах по платежам между станами. При этом центральные банки государств могли получать золото вместо долларов за невыполненные международные долговые обязательства.. Однако США оказались не в силах поддерживать обмен долларов на золото. И вот в 1971 г. был полностью отменен золотой стандарт.На смену золотых монет пришла искусственная денежная система. И уже в XX веке золотой стандарт перестал существовать. Это привело к коренному изменению сущности, назначения и вида денег.Рынок - самая распространенная экономическая  категория. Возник в результате товарного производства и разделения труда. Рынок -это совокупность сделок купли-продажи, в которых участники хотят получить выгоду. Выражает связь между людьми в процессе движения товаров и услуг. В основе рынка лежит произ-во. Рынок как экон. категория -это совокупность экон. отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками. Развитие капитализма ускорило раз-тие рыночных отношений. Рынок это развитая система товарообмена в которую входит много рынков. Структура рынков: потребительский рынок, рынок услуг, финансовый рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг, рынок духовных благ. В пространственном отношении различают: сельские, городские, региональные, национальные, мировые. Также рынки делятся на оптовые и розничные. Существуют рынок покупателя (сложно найти то что тебе нужно, дефицит товара) и продавца (Товара слишком много).Функции рынков:

1) Информационная - узнают через рынок уровень цен, ставки за кредит, ассортимент качество. Позволяет ориентироваться в экономической ситуации. 2) Посредническая - Помогает предпринимателям найти друг друга, договориться о поставках, ценах. 3) Ценообразующая - она позволяет определить общественные затраты на товар. 4) Регулирующая - дает ответы на вопросы что, где, для кого. Рынок дает сигнал на что спрос растет, а на что падает. 5) ф-ия санирования - рыночный механизм это жесткая система, которая беспощадна к слабым.

Товарный фетишизм – это овеществление производственных отношений между людьми в условиях товарного производства, основанное на частной собственности. Сущность товарного фетишизма состоит в том, что стихия общественных отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства над ними определённых вещей. Отсюда — мистическое отношение к товару как к сверхъестественной силе, порождаемое товарной формой, прикрывающей зависимость товаропроизводителей от рынка. Товарный фетишизм — явление историческое и носит объективный характер. Своего высшего развития он достигает при капитализме, где товарно-денежные отношения становятся абсолютной и всеобщей формой хозяйственной деятельности. Овеществление экономических отношений между людьми определяется особенностями организации общественного производства, а не естественными свойствами самих вещей. К. Маркс отмечал, что «этот фетишистский характер товарного мира порождается... своеобразным общественным характером труда, производящего товары».  В товарном хозяйстве, основанном на частной собственности, производители действуют независимо и обособленно друг от друга, в обстановке анархии и ожесточённой конкуренции. Продукты их труда выступают как «¼продукты не зависимых друг от друга частных работ» (там же). Вместе с тем общественное разделение труда предполагает взаимозависимость агентов товарного производства. Связь между ними осуществляется через рынок, где происходит превращение продуктов труда в товары. В этих условиях признание общественного характера затрат труда обособленных производителей происходит посредством обмена одного товара на другой. Только через обмен товарами на основе стоимости закона оказывается возможной общественная оценка результатов хозяйственной деятельности отдельных товаропроизводителей. Т. о., экономические отношения между людьми в условиях товарного производства, основанные на частной собственности, с необходимостью облекаются в форму общественных отношений между вещами. Происходит так называемое овеществление производственных отношений. Товарный фетишизм означает персонификацию вещей, экономических категорий. Капитал как производственное отношение олицетворяется в капиталисте, а наёмный труд — в рабочем. Посредством персонификации экономических отношений законы капиталистического производства проявляются через действия и волю отдельных людей и групп. Фетишизм пронизывает все экономические категории капиталистического общества. Эксплуатация человека человеком маскируется выплатой зарплаты. Силой, принуждающей рабочего к чрезмерному труду, представляются средства производства, то есть вещи, а не класс капиталистов. Прибыль, ссудный процент, рента, - продукты  эксплуатации наёмного труда, внешне выступают как порождение самих вещей: прибыль — как продукт средств производства, процент — денег, рента — земли. Высшим проявлением товарного фетишизма является культ денег ,выступающих при капитализме всеобщей формой богатства. Для преодоления товарного фетишизма необходимо революционное свержение капиталистического общества, основанного на частной собственности на средства производства. При социализме в условиях господства общественной собственности на средства производства отношения между людьми не вуалируются отношениями между вещами, а носят планомерный характер, поэтому товарный фетишизм исчезает.




Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.