Рефераты. Теория инфляции. Инфляционные процессы в Республики Казахстан

Политические и психологические факторы инфляции связываются с поведением населения, хозяйствующих субъектов относительно обстановки, складывающейся в государстве. Политическая нестабильность, недоверие населения к правительству, политические кризисы, неуверенность в будущем нарушают естественное функционирование денежного обращения, приводит к «бегству» от денег, что усиливает спрос на не обесценивающиеся активы, иностранную валюту, золото. Психологическое состояние «ожидаемой» инфляции вызывает ажиотажный спрос, закупку товаров впрок, что порождает дефицит и соответствующее повышение цен.

В сентябре 2005 года инфляция в Казахстане составила 0,8%, сообщает KZ-today со ссылкой на Агентство РК по статистике.

В частности, на рынке продовольственных товаров в прошедшем месяце яйца подорожали на 7,8%, рис - на 3,9%, молочные продукты - на 1,5%, мясо и птица - на 1,1%. Цены на фрукты и овощи снизились на 2,8%, сахар - на 0,3%, муку - на 0,1%.

В группе непродовольственных товаров цены на одежду и обувь повысились на 0,4%, предметы домашнего обихода - на 0,3%, товары личной гигиены на 0,2%. Бензин стал дороже на 8,6%, дизельное топливо - на 4,5%.

Оплата за услуги учреждений образования увеличилась на 10,4%. Цены на сжиженный газ, реализуемый в баллонах, стали выше на 3,8%. Услуги культуры подорожали на 0,8%, здравоохранения - на 0,7%, пассажирского транспорта - на 0,3%.

Международный валютный фонд (МВФ) повысил среднегодовой прогноз инфляции в Казахстане с 6,9% до свыше 8%, говорится в сообщении МВФ. Также МВФ советует Нацбанку Казахстана продолжить ужесточение денежно-кредитной политики и не сдерживать укрепление тенге. МВФ указывает, что контроль над курсом национальной валюты вызывает дополнительное инфляционное давление. "Ограничение номинального укрепления тенге при таких обстоятельствах приведет к повышению темпов инфляции, как наглядно свидетельствует опыт прошлого года; это повышение будет трудно остановить, и оно, в конечном счете, окажет более сильное отрицательное воздействие на экономику", - считают эксперты фонда. Эксперты фонда отмечают, что в республике наблюдается всплеск внешних заимствований банков. Так, только в IV квартале 2005г. объем таких заимствований достиг 4,5 млрд долл. "В результате усилилась уязвимость банков в случае ужесточения условий на международных рынках финансирования и резкого снижения темпов кредитной экспансии, которые могут привести к ухудшению качества ссудных портфелей", - говорится в отчете.

Среднегодовая инфляция в Казахстане в 2005г. составила 7,6%, превысив официальный прогноз. В этом году власти рассчитывают удержать ее в пределах 7,3%. Нацбанк Казахстана, основной покупатель валюты на внутреннем рынке, приобрел с начала года более 3 млрд долл. При этом Нацбанк подчеркивает, что лишь сглаживает колебания курса, не пытаясь его регулировать.

 

2.3. Пути преодоления инфляции в Казахстане

 

 

Анализ причин и особенностей инфляции в Казахстане позволяет выработать соответствующую дефляционную политику, а также механизм реализации, т.е. методы, способы, приемы противодействия инфляции, комплексно и целенаправленно действовать на очаги ее возникновения.

Необходимо отметить следующие условия преодоления инфляции:

1) чем выше уровень инфляции, тем труднее с ней бороться;

2) все пути снижения инфляции являются антисоциальными, т.е. болезненны для подавляющего большинства населения;

Комплекс мероприятий по преодолению инфляции включает воздействие на разные стороны производственно-экономической, социальной, правовой, институциональной  сфер функционирования общества, хотя решающей из них является базовая, производственно-экономическая.

Рассмотрим методы преодоления инфляции.

Преодоление инфляции спроса достигается относительно рядовыми макроэкономическими методами использования денежной и фискальной политики.

Антиинфляционная политика включает различные методы ограничения денежного предложения:

1)уменьшение объема денежной массы в обращении через сокращение налично-денежной эмиссии Национальным банком;

2)увеличение учетных ставок  за централизованные кредиты в целях удорожания кредитных ресурсов и снижение их доступности

3)увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;

4)прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.

Теоретически можно преодолеть инфляцию путем прекращения кредитной эмиссии, но в наших условиях только ценой остановки производства; сокращение эмиссии, приводящее к спаду производства при достижении критических величин в жизненно важных отраслях хозяйства или под давлением определенных социальных групп вынуждает правительство возобновить эмиссию, после чего происходит очередное повышение цен. Этот процесс последовательно повторяется: отсутствие рыночной конкуренции на микро уровне и неразвитость рыночной среды приводит к возникновению инфляционных волн.  При сохранении подобной экономической политики в расчете только на включение автоматических рыночных механизмов ситуация воспроизводится бесконечно долго и приводит к разрушению экономического потенциала страны.

Антиинфляционная фискальная политика проводится путем увеличения налогов, сокращения государственных расходов и, на основе этого, снижение дефицитов государственного бюджета.

Налоговая антиинфляционная политика заключается в сокращении налогового бремени, особенно косвенного налогообложения. Косвенные налоги имеют инфляционный характер, поскольку увеличивают цены, сокращают спрос. Другим вариантом действия высоких налогов является  их давление на производство, что ограничивает предложение. И третье, значительное налоговое бремя, как правило, связывается с действием множества налогов, усложняющих налоговую систему, что приводит к  уклонению от налогов. Поэтому при инфляции, предпочтительнее простая и надежная налоговая система. Сокращение государственных расходов предполагает распространение этого процесса как на бюджетную, так и на сферу материального производства в отношении государственных предприятий и организаций. В последнем случае антиинфляционные меры касаются второй составляющей инфляции – инфляции издержек, или производителей.

Для преодоление инфляции, связанной с издержками производства, требуется преодоление спада производства. Это требует усиления мотивационных стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатом непосредственная. Государство поощряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поощрения за достижение необходимых показателей и критериев эффективности производства.

Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».

Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.

Механизм банкротства требует последовательных организационных, экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, включающих в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприятий.

Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.

Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.

Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов – заработной платы и цен. Раздельное ограничение не может привести к успеху по следующим соображениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.