Рефераты. Теория финансов и управление финансами

Теория финансов и управление финансами

Содержание.

Содержание……………………………………………………стр. 1


Введение……………………………………………………….стр. 2


Вопрос 1: Содержание и звенья управления финансами….. стр. 5


Вопрос 2: Органы управления финансами…………………..стр. 9


Вопрос 3: Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь: их функции, задачи и права…………..стр. 17


3.1. Министерство финансов РБ…………           стр. 17


3.2. Министерство по налогам и сборам РБ…… стр. 40


3.3. Примечание…………………………….          стр. 53


Заключение………………………………………………………стр. 54


Список литературы……………………………………………...стр. 55

Введение.

            Одна из характерных черт экономических отношений - прагматизм участников. Любая ценность материального или нематериального характера, фигурирующая в процессе таких отношений, представляет интерес лишь в том случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего экономического характера.

     Основа деловой активности - наращивание экономического потенциала предприятия. Вкладывая капитал в какой-либо инвестиционный проект, предприниматель полагает через какое-то время не только возместить пущенный в оборот капитал, но и получить определенную прибыль. Оценка этой прибыли, т.е. решение дилеммы - выгоден или нет данный проект, базируется на прогнозах будущих поступлений от инвестиции.

     Любое инвестиционное решение основывается на: а) оценке собственного финансового состояния и целесообразности участия в инвестиционной деятельности; б) оценке размера инвестиций и источников финансирования; в) оценке будущих поступлений от реализации проекта.

      Концепция предпринимательского и финансового риска состоит в том, что перспективное решение финансового характера имеет стохастическую природу, являясь, следовательно, субъективным, а степень его объективности зависит от разных факторов, включая точность прогнозируемой динамики денежного потока, цены источников средств, возможности их получения и др. В основе таких оценок лежат статистические данные.

      Финансовый менеджер постоянно сталкивается с проблемой выбора источников финансирования. Особенность проблемы состоит еще в том, что обслуживание того или иного источника обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену, причем эта цена может иметь стохастическую природу.

     Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база. Уровень объективности зависит от того, в какой степени рынок капиталов соответствует эффективному рынку.

     Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда образуется новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.

     В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.

     Взаимодействие между звеньями финансовой системы осуществляется при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.

     Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции и получение конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики происходит смещение приоритетов в объектах и целевых установках системы управления объектом хозяйствования. Укрупненными и относительно самостоятельными экономическими объектами, составляющими сферу приложения общих функций управления, являются финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, средства и предметы труда.

Вопрос 1: Содержание и звенья управления финансами.


Управление представляет собой совокупность приемов и ме­тодов целенаправленного воздействия управляющего субъекта I управляемый объект с целью достижения определенного как правило, положительного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. К. Маркс писал: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени управлении»1. Как сознательная целенаправленная деятельность людей управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем оно испытывает -большое влияние со стороны государства в лице его органов управления. Точно так же управление финансами — это осознанное  воздействие органов управления на финансы страны (в том числе — финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъектов в) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.

Следовательно, для управления финансами необходим специальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов.

В управлении финансами, как и управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления  выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных  и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами  управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений (о ней речь пойдет в следующем параграфе) выделяют две сфе­ры финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов и 2) обще­государственные финансы. Каждая из них имеет многочислен­ные субъекты управления, такие как финансовые службы хо­зяйствующих субъектов, финансовые органы, налоговые ин­спекции, представительства в сфере государственного страхо­вания и др. Совокупность всех организационных структур, осу­ществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосудар­ственного аппарата управления народным хозяйством.

Управление финансами — понятие комплексное. Оно пред­полагает, что государство использует финансы в качестве ин­струмента управления народным хозяйством, воздействуя с их помощью на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнова­ний на развитие сельского хозяйства или других отраслей приводит к его ускорению или замедлению.

Посредством финансов или финансового механизма можно существенно влиять и на качественные показатели работы хо­зяйствующих субъектов, предоставляя им, например, льготы в сфере налогообложения.

Выступая в качестве инструмента управления экономикой, финансы одновременно являются объектом управления. Управ­ляются различные виды денежных отношений, централизован­ные и децентрализованные фонды денежных средств. В управ­лении финансами можно выделить такие взаимосвязанные эле­менты, как планирование, оперативное управление и контроль.

Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Это объясняется тем, что при планировании всесто­ронне оценивается состояние финансов того или другого субъ­екта хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного ис­пользования. Соответствующие управленческие решения в про­цессе планирования принимаются на основе анализа финансо­вой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Достоверность и своевременность информации позволяют анализировать ход событий, видеть их тенденцию и заранее оп­ределять конечные результаты. Финансовая информация бази­руется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчет­ности.

Оперативное управление представляет собой комплекс ме­роприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации; их цель — получение максимального эффекта от перераспределения фи­нансовых ресурсов при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления заключается в маневрировании фи­нансовыми ресурсами ради своевременного выполнения необ­ходимых мероприятий, а также устранения возможных затруд­нений на отдельных участках финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий. Источниками такого маневрирования могут быть резервные фонды, сверхплановые финансовые ре­сурсы, кредиты банков и др.

Контроль как элемент управления осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управле­ния. Он призван обеспечить полное и своевременное поступле­ние денежных средств в централизованные и децентрализован­ные фонды финансовых ресурсов, доведение их до получателя, экономное и целевое использование.

В теории финансов различают: а) стратегическое, или об­щее, управление; б) оперативное управление. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых про­грамм и др. Это обязанность органов государственного и хозяй­ственного управления — парламента, Администрации Прези­дента, Министерства финансов, Министерства по налогам и сбо­рам Республики Беларусь и др. Оперативное управление фи­нансами является главной функцией аппарата финансовой сис­темы, реализуемой в повседневной текущей работе финансовы­ми службами предприятий, отраслевых министерств и комите­тов, работниками Министерства финансов, Министерства эко­номики, Министерства по налогам и сборам Республики Бе­ларусь и др.

При выработке управленческих решений финансового ха­рактера (как при стратегическом, так и при оперативном уп­равлении) учитываются требования экономических и юриди­ческих законов, результаты экономического анализа хозяй­ственной и финансовой деятельности за истекший год, а также перспективы развития экономики в планируемых периодах; изучается возможность использовать экономико-математичес­кие методы и автоматизированную систему управления финан­сами. Кроме этого, намечаются меры по сокращению админис­тративных методов управления экономикой и финансами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.