Лайкерт описывает
руководителей, относящихся к системе 1, как эксплуататорско-авторитарных. Эти
руководители имеют характеристики автократа.
Система 2
называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать
авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и
ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается
вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.
Руководители
системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное
доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия
между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но
многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Система 4
подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По
мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют
подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и
взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано.
Общение двусторонне и нетрадиционное. Кроме того, они ориентированы на
человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на
работу.
Исследования
Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли
внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их
подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно
разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними
усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных
индивидуальных бесед с подчиненными.
3.5 Двумерная трактовка
стилей лидерства.
Начиная с 1945 г.
группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в области бизнеса в
университете штата Огайо, проводила комплексное исследование и выявила
серьезную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен
или только на работе, или только на человеке. Их главной находкой стало: люди
могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на
человека. Они разработали систему, согласно которой поведение руководителя
классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Структура
подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует
деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчиненным
подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям
более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе взаимного доверия,
уважения, тепла и контакта между руководителем и подчиненными. Очень важно отметить,
что уважение - это не внешнее проявление типа “похлопывания по спине”. Несколько самых
распространенных типов поведения, подразумевающих внимание к подчиненным,
приведены на Илл.4.
Структура
Распределяет
производственные роли между подчиненными
Расписывает задания
и объясняет требования к их выполнению
Планирует и
составляет графики работ
Разрабатывает
подходы к выполнению работ
Передает свое
беспокойство о выполнении задания
Внимание к
подчиненным
Участвует в
двустороннем общении
Допускает участие
подчиненных в принятии решений
Общается в
одобрительной и неугрожающей манере
Дает возможность
людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой
Илл. 4
Было выявлено, что люди могут вести
себя с разной степенью внимания к подчиненным и структурированию проблем;
четыре возможных комбинации этих элементов в руководстве представлены на Илл.
5.