СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава I. Органы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§1. Понятие таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Правовой статус органов таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава II Формы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§1. Проверка документов и сведений, необходимых для
таможенных целей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§2. Таможенный досмотр и его разновидности: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Таможенный досмотр товаров и транспортных средств . . . . . 15
2.2 Личный досмотр как исключительная форма
таможенного досмотра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3. Повторный таможенный досмотр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
§3. Учёт товаров и транспортных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
§4. Устный опрос должностных и физических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§5. Проверка системы учёта и отчётности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§6. Осмотр территорий и помещений, складов временного
хранения, таможенных складов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
§7. Иные формы таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава III Документы и сведения, необходимые для таможенного
контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§1. Документы, применяемые в качестве таможенных
деклараций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях. . . . . . . . . . . . . 33
§3. Сертификат и иные разрешительные документы
государственных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава IV Ответственность за нарушения правил таможенного
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§1. Уголовная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§2. Административная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§3. Гражданско-правовая ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
§4. Дисциплинарная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Приложение №2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Приложение №3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Приложение №4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Приложение №5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Приложение №6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Приложение №7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Приложение №8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Приложение №9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Приложение №10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
В В Е Д Е Н И Е
Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.
С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.
Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней.
Конституцией Российской Федерации (ст. 71) таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается в основном федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.
Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Федеральных законах, основным из которых является Таможенный Кодекс Российской Федерации1 и Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе”2 .
Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.
Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.
Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.
В связи с этим возникла актуальная проблема организации таможенного контроля на местах. Раньше таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни1 .
В 1992 году был издан Указ Президента РФ “О неотложных мерах по организации таможенного контроля”2 , в котором сказано, что в целях защиты экономических интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, необходимо установить зоны таможенного контроля, осуществить перемещение товаров и иных предметов через установленную границу.
В дальнейшем, при реализации этого Указа выходит Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 24 мая 1993 г., №4863 . В нём говорится, что государственному таможенному комитету Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краёв, областей и автономных образований, определить границу и зону таможенного контроля, а также расположение таможенных пунктов пропуска. Установить, что таможенное оформление товаров и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, производится таможенниками, в зоне деятельности которых находится отправитель или получатель этих товаров и иных предметов.
В Постановлении также сказано, что Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству культуры и туризма Российской Федерации, в пределах их компетенции, необходимо организовать в таможенных пунктах пропуска санитарный, ветеринарный, фитосанитарный контроль, а также контроль за вывозом предметов искусства и иных культурных ценностей, кроме того Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству связи Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, совместно с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, следовало принять меры по обустройству таможенных пунктов пропуска и создать условия для осуществления таможенного контроля в населённых пунктах, имеющих прямое водное, воздушное и иные виды сообщения с государствами СНГ.
Все это привело к увеличению штатной численности работников таможенных органов. С 1992 по 1993 год численность работников увеличивалась ежегодно на 7.5 тысяч человек, с 1994 по 1995 год - на 4 тысячи человек.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12