Рефераты. Тактические планы в менеджменте

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом;


Первый этап. Фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.


Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссию, комплекс целей). Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.


Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.


Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.


Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.


Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.


Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные планы и проекты.


Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.¹


Планирование


Устойчивость функционирования предприятия, фирмы, компании в условиях рынка определяется в том числе наличием действий по согласованию внешнего проявления их элементов. При этом обеспечение соответствия между целями, задачами и потенциальными возможностями предприятия является основой для обоснования направлений деятельности. Данные действия объединены в рамках стратегического планирования, которое в сочетании с маркетингом обеспечивает возможность роста организации с точки зрения экономических показателей.


Планирование является естественной частью менеджмента. Планирование - это умение предвидеть цели фирмы , предугадать результаты ее деятельности и оценить ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Планирование помогает ответить на четыре важных вопроса.


1. Что хочет представлять из себя фирма ?


2. Где она находится в настоящее время, каковы итоги и условия ее деятельности?


3. Куда она собирается двигаться?


4. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты ее основные цели?

Планирование — первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Один из «отцов» современного менеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять - это предвидеть», а «предвидеть - это уже почти действовать».

Планирование — это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.


Еще А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р.Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.

Принцип единства  предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер.


Понятие «система» означает:


1) существование совокупности элементов;


2) взаимосвязь между ними;


3) наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов  организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например организация в целом => продуктовое подразделение => цех => бригада) и их интеграции.

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждой член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оно непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Каковы выгоды реализации принципа участия?


Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание сути своей организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информацию о ее деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.


Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственных потребностей работников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации.


В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.


В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.

В крупных компаниях для организации партисипативного планирования могут быть рекомендованы жесткие, вертикально построенные структуры, некоторые позволят осуществлять прямую и обратную связь между всеми уровнями организации.


Смысл принципа непрерывности заключен в том, что:

- процесс планирования на предприятиях должен осуществляться         постоянно, в рамках установленного цикла;

- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу , (второй — на смену первому, третий — на смену второму и т.д.).

Второе из условий непрерывности планирования — постоянное следование планов  друг за другом - компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи  прерывания компаниями процесса планирования. Фирмы разрабатывают план в течение  определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок:

- неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов; изменяются не только фактические предпосылки, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным. И наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого выгодами.

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные затраты на приобретение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования. Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

Принцип поточности. Всякий план должен составляться с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Стратегическое,   долгосрочное   планирование   вынуждено   ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.¹















Заключение


Планирование и успех организаций. Некоторые организаций, как индиви­ды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого тру­да на формальное планирование. Более того, планирование са­мо по себе не гарантирует успеха, организация, создающая тактические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто сущест­венных благоприятных факторов для организации. Современны темп изменения и увеличения знании является настолько большим, что тактическое плани­рование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей.  Знание того, чего организация хо­чет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формаль­ное планирование способствует снижению риска при принятии решения. При­нимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недосто­верной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Пла­нирование, поскольку оно служит для формулирования установленных це­лей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Сегодня тактическое планирование становится скорее прави­лом, чем исключением.










Список литературы


1.       Стратегическое планирование. Под ред. Уткина ЭА. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ", Издательство ЭКМОС, 1998.

2.       Одегов Ю.Г„ Журавлев П.В. Управление        персоналом:         Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997.

3.       Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: «Дело», 1992.

4.       Автор: Видяпина В.И.-БАКАЛАВР ЭКОНОМИКИ (Хрестоматия) Т.2













Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.