Рефераты. Сводная консолидированная бухгалтерская отчетность (Российский опыт и МСФО)

– денежные средства (денежные средства в кассе, на расчетных, валютных счетах и т. п.).

В составе пассивов в бухгалтерском балансе следует выделять капитал и резервы:

– уставный капитал;

– добавочный капитал;

– резервный капитал (резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами);

– нераспределенную прибыль (непокрытый убыток);

– собственные акции, выкупленные у акционеров.

Отдельными разделами необходимо отражать долгосрочные и краткосрочные обязательства.

В составе долгосрочных обязательств необходимо выделять информацию обо всех кредитах и займах организации, подлежащих погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а также об отложенных налоговых обязательствах.

Краткосрочные обязательства в бухгалтерском балансе должны быть подразделены:

– на заемные средства (кредиты и займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты);

– кредиторскую задолженность (задолженность поставщикам и подрядчикам, дочерним и зависимым обществам, персоналу организации, бюджету и социальным фондам, по авансам полученным и т. п.);

– доходы будущих периодов;

– резервы предстоящих расходов и платежей.

Справочно в бухгалтерском балансе предусмотрено отражать сведения о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах (арендованные основные средства, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов и т. п.).

Отчет о прибыли и убытках признан характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года, а также обеспечившие их доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочим.

В этой форме бухгалтерской отчетности должны содержаться данные о выручке (нетто) от продажи и себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Отдельными статьями в отчете о прибылях и убытках предусмотрено отражать коммерческие и управленческие (при соответствующей организации учета) расходы.

Следует также выделить информацию об операционных, внереализационных доходов и расходов организации. При необходимости отдельными статьями могут быть представлены чрезвычайные доходы и расходы.

Финансовые результаты рекомендуется представлять в отчете о прибылях и убытках такими показателями, как «Валовая прибыль», «Прибыль (убыток) от продаж», «Прибыль (убыток) до налогообложения», «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода».

Отдельно должен выделяться начисленный организацией налог на прибыль.

Организациям, применяющим различные правила признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отчете о прибылях и убытках необходимо представлять данные о постоянных налоговых обязательствах, отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах.

Акционерные общества в рассматриваемой форме отчетности должны раскрывать информацию о части прибыли (убытка) отчетного периода, причитающейся акционерам – владельцам обыкновенных акций (базовой прибыли (убытка) на акцию), а также о возможном снижении уровня базовой прибыли (увеличении убытка) на акцию в последующем отчетном периоде (разводненной прибыли (убытке) на акцию).

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны содержать показатели, обеспечивающие пользователей бухгалтерской отчетности дополнительной информацией, которую нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которая необходима пользователям для более реальной оценки имущественного и финансового положения организации, а также результатов ее деятельности.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках представляются в виде отдельных отчетных форм. Такими формами могут быть отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств, пояснительная записка и специализированные формы.

Отчет об изменениях капитала предназначен для отражения данных о наличии на начало и конец отчетного и предыдущего годов капитала организации в разрезе его составляющих (уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)) с выделением причин, обусловивших изменение этих составляющих и всего капитала в целом. В нем также могут отражаться сведения о наличии и движении в отчетном и предыдущем годах резервов (резервов, образованных в соответствии с законодательством, резервов, образованных в соответствии с учредительными документами, оценочных резервов, резервов предстоящих расходов) с выделением каждого резерва, создаваемого организацией. Справочно в рассматриваемой форме отчетности предусмотрено приводить данные о состоянии чистых активов организации и назначении целевого финансирования.

Отчет о движении денежных средств должен раскрывать информацию о наличии и движении денежных средств за отчетный период и аналогичный период предыдущего года в разрезе направлений их движения и видов деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой.

В Приложении к бухгалтерскому балансу предусмотрены показатели, характеризующие наличие и движение амортизируемого имущества (нематериальных активов, основных средств, доходных вложений в материальные ценности), расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, расходов на освоение природных ресурсов, а также показатели состава финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов по обычным видам деятельности, обеспечений полученных и выданных, государственной помощи.

Отчет о целевом использовании полученных средств рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности некоммерческим организациям. Его содержание определяется данными о наличии полученных средств и их движении в разрезе источников поступления и направлений использования.

Специфичной в составе бухгалтерской отчетности, в частности в составе пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, является пояснительная записка. Она отличается от других бухгалтерских отчетов по форме. Пояснительная записка представляет собой не таблицу, а произвольный текст. При необходимости в текст пояснительной записки могут быть включены графики, диаграммы, небольшие таблицы. Содержание пояснительной записки должно включать краткую характеристику организации, аналитические выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации со ссылками на применяемые при анализе методики, отражать специфические моменты учетной политики и ее изменения на следующий отчетный период. В пояснительной записке предусмотрено отражать сведения о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, об аффилированных лицах, по прекращаемой деятельности, о природоохранных мероприятиях и др.

Специализированные формы включаются в состав бухгалтерской отчетности с целью отражения отраслевых особенностей организации. Их структура и инструкции о порядке заполнения утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами в пределах своей компетенции. При этом они не должны противоречить нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Аудиторское заключение должно содержать такую информацию, как название формы, сведения об аудиторской фирме (аудиторе), кому адресована, наименование экономического субъекта, объект аудита, указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность, общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, дату составления и др.


4. Требования, предъявляемые к бухгалтерской
отчетности

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, его изменениях, а также о финансовых результатах ее деятельности.

Достоверной в соответствии с российским законодательством считается бухгалтерская отчетность, если она сформирована по правилам, установленным нормативными актами, определяющими порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на территории Российской Федерации.

Чтобы бухгалтерская отчетность была полной, в ней следует отражать информацию о деятельности не только самой организации, но и ее филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельный баланс (если таковые имеются).

В консолидированной бухгалтерской отчетности необходимо объединять отчетные данные головной организации и ее дочерних, а также зависимых обществ.

При представлении бухгалтерской отчетности по формам, рекомендуемым Министерством финансов Российской Федерации, в них отражаются числовые значения предусмотренных показателей. В случае отсутствия данных по какому-либо показателю, предусмотренному в образцах форм, ввиду отсутствия у организации соответствующих объектов учета отведенная ему строка (графа) в отчетную форму не включается. Если показателей, предусмотренных в образцах форм, недостаточно для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности, то организация может самостоятельно включать в рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности дополнительные показатели и пояснения.

Согласно действующим положениям по бухгалтерскому учету, показатели бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны иметь числовые значения минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному. Представление данных по отчетным показателям более чем за два года (три и более) возможно по самостоятельному решению организации при условии обеспечения в бланках форм отчетности достаточного количества граф (строк).

При разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности строки, по которым раскрываются соответствующие показатели, организациями кодируются самостоятельно. Обязательным условием в данном случае является лишь сохранение кодов итоговых строк и кодов строк разделов и групп статей Бухгалтерского баланса (ф. № 1), приведенных в его образце, рекомендуемом Министерством финансов Российской Федерации.

Для обеспечения заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получению прибыли в первичной, сводной и консолидированной бухгалтерской отчетности должна представляться информация по сегментам[1].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.