Рефераты. Свободные экономические зоны в РФ: проблемы создания и функционирования

Кредитные льготы  - постановление Правительства, август 92 г.


 

Подтверждение  таможенных льгот - указ Президента от 23.12.92г.


Упразднение таможенных льгот - Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г.  Фактическая отмена налоговых льгот - письмо ГНС


Дополнительные финансовые льготы (кредиты),  поручение о создании  свободных таможенных зон и  передача  местного аэродрома для  совместного  использования в военных  и  гражданских целях -  постановление  Правительства РФ от 8.09.94 г.

Восстановление и расширение налоговых льгот - указ Президента РФ от 7.12.93 г.

Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции)  - постановление Правительства РФ  от 25.05.94 г.   


Отмена налоговых льгот - Закон РФ  "О финансировании государственных расходов..." от 1.02.95 г.             


Отмена всех льгот, ранее предоставленных  участникам внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.95 г.


 

Отмена таможенных льгот  - указ Президента РФ от 6.03.95 г.


 

Льготы  для  компенсации потерь участникам ВЭД  - постановление Правительства РФ от 10.05.95 г.


Создание специализированной зоны  экспортного производства на территории  СЭЗ  "Находка" - указ Президента РФ   "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной  деятельности  в             СЭЗ "Находка" от 11.03.96 г.



Восстановление таможенных,  финансовых и, в перспективе,  налоговых льгот -   Закон РФ  "Об особой экономической зоне в Калининградской области",  подписан Президентом РФ 22.01.96 г.

Территория

 

г. Находка и Партизанский район Приморского края,  площадь  ок. 4600 кв. Км

 

 

 

Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км

 

Специализация


Добыча и глубокая переработка местных  ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса,  в  перспективе - легкая промышленность.



Радиоэлектроника  и электронная промышленность,   судостроение, производство  оборудования  для пищевой  и  целлюлозно-бумажной промышленности,  глубокая пере работка рыбы  и других морепродуктов,   производство  товаров народного потребления,   международный туризм.



Преимущества региона для создания свободной экономической зоны


1. Выгодное экономико-географическое положение:  близость  от крупнейших центров АТР,  фактически  сложившаяся  "монополия" Находки  на  внешнюю   торговлю России со странами региона.

2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие  порты,   оконечный   пункт Транссибирской магистрали.

3. Наличие  некоторого  промышленного потенциала города.

4. Хорошие климатические  условия для сельского хозяйства.

5. Опыт внешнеторговой деятельности.



1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой.

2. Наличие незамерзающего  морского порта.

3. Уникальные   залежи   янтаря (до 90% мировых запасов).

4. Высококвалифицированная  рабочая сила,  высокая концентрация учебных заведений.

5. Наличие   машиностроительных производств  высоких технологий (в составе ВПК).

6. Наличие  предпосылок для создания  курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы).

7. Наличие   некоторого   опыта внешнеэкономической  деятельности (в качестве СЭЗ "Янтарь").


Недостатки региона для создания свободной экономической зоны


1. Недостаточная степень развития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаровска до Находки).

2. Удаленность  от  центральных районов России,  высокие транспортные  издержки  на  доставку экспортных и импортных грузов.

3. Неразвитость  АПК  и  легкой промышленности.

4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ   (Китай,   Тайвань, Юж.Корея,  Гонконг,  Сингапур), привлекательных   для  потенциальных инвесторов.

5. В перспективе возможна  конкуренция   местным  портам   со стороны  модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего  выход к морю, в том числе,  севеверо-восточным  провинциям  Китая.


1. Использование для военных нужд большей части  территории, высокая степень  милитаризованности промышленности.

3. Узкая специализация  на рыбной промышленности  (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность),  неразвитость АПК и легкой промышлен-

ности.

4. Изношенный  и технологически устаревший  парк  промышленного оборудования,  повышенная энергоемкость хозяйства.

5. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области   от  удаленных  регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза)  и  по  сбыту  продукции

(более 70% вывоза).

6. Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры.

7. Дефицит электроэнергии,  зависимость  от  Литвы   в  сфере энерго- (80%)  и газоснабжения (100%).

8. Наличие  сильных конкурентов местному порту  (страны Балтии, в перспективе -  новый российский порт в Финском заливе)  для обслуживания  экспортно-импортных потоков грузов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенное рассмотрение дает основания  полагать,  что  ответ  на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным.  Однако несомненно и то, что эффективная  реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

¨    формирования  на  федеральном  уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

¨    разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

¨    организации СЭЗ на ограниченной территории,  исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

¨    взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

¨    возможности (и готовности) федеральных органов направить  значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ,  с понимаем того,  что реальный эффект для страны может быть  получен лишь в перспективе;

¨    создания  на  федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и  осуществляющего  контроль за  выполнением  свободными  зонами их обязательств по отношению к государству,  включая использование средств,  получаемых из  федерального бюджета;

¨    предоставления иностранным и российским инвесторам,  действующим в СЭЗ,  лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те,  которые  они  имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно,  здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, чтопроблемы свободных  экономических  зон  могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Создание у нас СЭЗ может стать,  как и во многих странах мира, одним  из  эффективных  способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором  развития  внешнеэкономических  связей  и  экономики страны в целом.  Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.


Список литературы


1.    Постановление  ВС РСФСР от 14.07.90 г.  N 106-1 "О создании зон свободного предпринимательства".

2.    Постановление ВС РСФСР от 13.09.90 г.  N 165-1 "О создании  зон свободного предпринимательства".

3.    Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г.  "О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны".

4.    Положение о свободной экономической зоне в  районе  г.  Находки Приморского  края.  Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. N 540.

5.    Положение о свободной экономической зоне в Калининградской  области  (СЭЗ  "Янтарь").  Утверждено  постановлением  СМ  РСФСР  от 25.09.91 г. N 497.

6.    Закон РСФСР от 4.07.91 г.  N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР".

7.    Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г.  N  213  "О  либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР".

8.    Указ Президента РФ от 4.06.92 г.  N 548 "О некоторых  мерах  по развитию  свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.