Рефераты. Свободные экономические зоны: сущность, возможности

Торговые зоны общего назначения в боль­шинстве случаев компактно располагаются на одном участке и занимают небольшие, в не­сколько сот акров (1 акр = 0,4 га) территории (бывают, правда, и исключения, когда эти зоны в силу производственной необходимости рас­ширяются и занимают несколько земельных участков, находящихся в одном районе, но не смежных]. Большинство зон общего назначения имеет в своем составе одну или две, а иногда три—четыре специализированные зоны, а в зоне общего назначения, расположенной в Кан­зас-Сити (штат Миссури), действует 6 субзон.[13]

Практика показывает, что большинство со­здаваемых зон функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объек­тивных и субъективных причин не смогла вы­полнить поставленные перед ними задачи.

В последние 25 лет в США наблюдался бы­стрый рост количества ЗВТ: за 1975—1992 гг. число зон общего назначения увеличилось с 17 до 190, а специализированных зон — с 2 до 259. Сейчас на рассмотрении Комитета по зонам внешней торговли находятся заявки на откры­тие еще около 70 зон. Вместе с тем в виду не­эффективности часть ЗВТ была закрыта (за 195 5—1992 гг. — тринадцати), деятельность отдельных была приостановлена (за 1939— 1981 гг. — пяти), права некоторых (за 1988— 1990 гг. — трех) были переданы другим зонам.

К настоящему времени ЗВТ существуют в 48 штатах практически на территории всей страны. География их размещения свидетель­ствует о том, что наибольшая концентрация ЗВТ отмечается либо в штатах, имеющих вы­ход к морю или океану (Техас — 26 зон, Нью-Йорк — 13, Флорида — 12, Калифорния — 7 зон), либо в штатах, не имеющих выхода к вод­ным артериям, но располагающих крупными промышленными комплексами (Огайо — 8 зон, Индиана и Иллинойс — по 6, Аризона и Ми­чиган — по 5, Северная Каролина — 4 зоны). Помимо удобного географического положения создание ЗВТ диктовалось комплексом эконо­мических, производственных и социальных факторов.[13]

Широкому распространению СЭЗ способ­ствуют в первую очередь различные льготы, которые предоставляются компаниям (как мест­ным, так и иностранным), действующим на их территории. Главные из них таковы.

1. Таможенные пошлины и внутренние налоги США, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары пере­возятся из зоны внешней торговли на террито­рию таможни и предназначаются для внутрен­него потребления.

2. Товары, находящиеся в ЗВТ, не облагают­ся таможенными пошлинами и с них не взима­ются акцизные сборы; частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся на территории зоны, освобождается от взимания федерального и местного налогов.

3. Товары, которые экспортируются из ЗВТ в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними налогами и не под­лежат квотированию.

4. Товары, экспортируемые из зоны внеш­ней торговли, благодаря хорошо отлаженной на ее территории системе охраны не требуют боль­ших страховых затрат.

5. Таможенная процедура при экспорте то­варов из ЗВТ сведена к минимуму.

6. Товары, запрещенные для импорта в США, не ввозятся на территорию ЗВТ. Исклю­чение делается для товаров, предназначенных для последующего импорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зоне согласно требованиям американской таможен­ной службы.

7. Импорт товаров из ЗВТ на территорию США осуществляется в соответствии с проце­дурой, позволяющей импортеру уплачивать та­моженную пошлину либо на товар, поступив­ший в ЗВТ, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Тем самым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину.

8. Импортеры продукции таких отраслей промышленности, как судо- и автомобилестро­ение, производство конторского и промышлен­ного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в ЗВТ, при ввозе конечного продукта на таможен­ную территорию США освобождаются от уп­латы так называемого инверсированного или обратного тарифа. Механизм установления по­следнего предусматривает более высокие по­шлины на узлы и отдельные блоки, нежели на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости. Освобождение от такого тари­фа позволяет, например, автомобильным ком­паниям США. Осуществляющим в ЗВТ сборку различных узлов и блоков из деталей внутрен­него и импортного производства, при их ввозе на таможенную территорию США уплачивать пошлину в размере 2.5% ад валорем (ставка, которая применяется при импорте готовых авто­мобилей), а не обычную 4-11% (ставка на им­порт комплектующих деталей), В 90-е годы око­ло 90% экономической активности в ЗВТ было связано с деятельностью фирм обрабатываю­щей промышленности (главным образом авто­мобилестроительной), стремившихся избежать оплаты инверсированного тарифа при импорте товаров из ЗВТ для обеспечения работы своих предприятий на территории США, что давало им существенную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемой продукции.[13]

Для многих компаний крайне важна также отсрочка уплаты импортных пошлин на пери­од нахождения иностранных товаров в преде­лах ЗВТ (до момента их выпуска на таможен­ную территорию США), а также невзимание по­шлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. По этим причинам многие дистрибьюторы товаров иностранного производства располагаются на территории ЗВТ. Несмотря на, как правило, существую­щий запрет розничной торговли на террито­рии зон, компании розничной торговли, рас­полагающие на этих территориях свои скла­ды, также выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин.[13]

О масштабах и основных направлениях де­ятельности зон внешней торговли США свиде­тельствуют следующие данные. В 1992 г. Общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в ЗВТ, достигла 93,8 млрд. долл. (по сравнению с 102 млн. в 1970 г.), в том чис­ле в зонах общего назначения 10,7 млрд. и в специализированных зонах — 83,1 млрд. долл. В конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в ЗВТ, составляла уже 130-150 млрд. долл.

Расширение хозяйственной деятельности ЗВТ происходит главным образом благодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции на базе использования как местных, так и зарубежных материалов (среди последних — компоненты и узлы автомобилей, сырая нефть, оборудование для производства аудиотехники, конторское и оптическое обору­дование, компоненты и узлы для телевизоров и электронной техники). Основные пользователи субзон — заводы по сборке автомобилей (в 1996 г. Их было около 40), на них приходится 63% всего объема выполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составля­ют 75% от общего объема завозимых в ЗВТ то­варов (в субзонах их доля еще выше — более 80%). В настоящее время в зонах внешней тор­говли обоих типов действует более 2,8 тыс. фирм, главным образом американских, а число занятых составляет около 320 тыс. человек.

Таким образом, зоны внешней торговли, глу­боко интегрированные в экономику страны вносят заметный вклад в ее социально-эконо­мическое развитие, прежде всего, стимулируя американские компании с помощью льготного налогового режима производить в самих США различные виды готовой продукции, более кон­курентоспособной по сравнению с иностранной продукцией, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли так­же благотворно влияет на инвестиционный кли­мат в стране, противодействуя тенденции сокра­щения рабочих мест и способствуя росту внеш­ней торговли (через ЗВТ проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны). Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностей внут­реннего рынка — в начале 90-х годов здесь было реализовано 88% продукции, производимой и перерабатываемой в ЗВТ.

В последние годы США прилагают большие усилия в направлении повышения эффективно­сти зон внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и транзитной торговли США. С этой целью в начале 90-х годов на фе­деральном уровне была разработана специаль­ная программа, нацеленная на повышение эф­фективности зон и постепенную переориента­цию их деятельности с импортных на экспорт­ные операции. В соответствии с этой програм­мой были приняты меры по оказанию поддерж­ки американских фирм, действующим в ЗВТ в тех отраслях, где существует жесткая конкурен­ция со стороны иностранных компаний. В чис­ле таких мер — изменение практики и процедуры получения экспортных лицензий. [13]

 

3.2 Предпринимательские зоны

Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождение неоконсервативного варианта региональной политики, направлен­ной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главным образом в городских, путем предоставления предприни­мателям большей свободы деятельности и зна­чительных финансовых льгот. Эти зоны стали важными центрами регионального развития, основанного на трех «д»: дерегламентация, дефискализация и дебюрократизация.

По юридическому статусу предпринима­тельские зоны в США подразделяются на три типа — федеральный, штатный и местный. От­носящиеся к тому или иному типу зоны созда­ются, соответственно, решениями правитель­ственных органов на федеральном, штатном и местном уровнях. Власти, обращающиеся за разрешением на создание ПЗ к вышестоящим государственным органам, должны четко обо­значить свои обязательства по отношению к этим образованиям. Так, власти штата, получа­ющие подобные разрешения в Министерстве жилищного строительства и государственного управления, должны указать, какие льготы (на­логовые, административные и др.) на уровне штата предоставляются создаваемой зоне.

ПЗ обычно расположены в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, как правило, районы площа­дью от 2,5 до 5 кв. км (в некоторых случаях — до 13 кв. км), не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.