Рефераты. Свободные экономические зоны

Федеральным законом было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область, за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефте-газовой отрасли на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.  Заметим, что ситуация в Калининградской области сложна и запутана в связи с тем, что ранее там была создана еще и свободная экономическая зона «Янтарь».

В мае 1999г. принят закон о создании Особой экономической зоны в Магаданской области, относящейся к числу регионов с довольно сложной экономической ситуацией. Срок жизнедеятельности зоны короткий – до 31 декабря 2014г.

В сентябре 1999г. Государственная дума приняла закон «Об особой экономической зоне в районе Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Правда, Совет Федерации отказался утвердить данный вариант закона. Эта зона ограничивается четырехсоткилометровой полосой вдоль БАМа и создается для освоения природных ресурсов и социально-экономического развития субъектов РФ, на территории которых она расположена. Иностранные инвесторы в зоне БАМ, согласно проекту, смогут приобретать имущество, акции и другие ценные бумаги российских организаций, а также права пользования землей на основе договоров аренды сроком до 50 лет и прва пользования недрами на основе договоров аренды на 20 лет. В зоне БАМ предполагается установить особый порядок землепользования и освоения природных ресурсов, который предусматривает осуществление любых видов деятельности, не запрещенных российским законодательством.

К слабым сторонам свободных экономических зон относятся увлечение гигантскими масштабами территории, грандиозность производственных планов и инвистиционных ожиданий, нечеткость механизма предоставления льгот предпринимателям, сложность в ряде случаев экономических проблем. Нельзя не отметить стремление местной администрации ограничить свободу транспортного перемещения товаров. Речь идет, в частности, о Калининградской области, где через неделю после принятия закона о создании зоны местная администрация «продавила» постановление правительства РФ о резком ограничении импорта на большой перечень товаров на территории области.

В настоящее время Государственная дума работает над проектом закона «О свободных экономических зонах». Необходимость в таком законе давно назрела. До недавнего времени единственной правовой базой СЭЗ в форме федерального законодательства России была глава 7 «Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах» закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», введенного в действие 1 сентября 1991г. Эта глава включала статью 41 «Свободные экономические зоны» и статью 42 «Условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах».

Закон о СЭЗ прошел первое чтение после многих лет работы Государственой Думы над его проектом. По мнению ряда специалистов, недостаток этого проекта заключается в том, что из него изъяты все положения, связанные с перемещением через государственную и таможенную границу ресурсов, необходимых для функционирования СЭЗ. Поэтому в настоящем виде он по существу потерял право называться законом о СЭЗ. Проект закона свелся к предоставлению некоторых, весьма ограниченных налоговых льгот.

Думается, что перечни и размер предоставляемых льгот находятся в тесной зависимости с ситуацией на мировом рынке капиталов. Если Россия не будет обладать какими-либо существенными преимуществами по сравнению с конкурентами на этом рынке, то трудно расчитывать на успех. Причем в качестве реальных конкурентов следует рассматривать не только такие страны как США, Германия, Франция, Норвегия, Нидерланды, Китай, Южная Корея, но и многие развивающиеся страны, а также страны СНГ.

В ряде государств зарубежный инвестор имеет возможность получить не только  весомые таможенные и налоговые льготы, не только арендовать землю под предприятие, но и купить этот участок. Есть и более заманчивые варианты. Например, недавно президент Филиппин лично участвовал в переговорах с корпорацией «Дженерал моторз» и предлагал самый крупный пакет льгот, когда-либо предоставлявшийся этой страной зарубежной компании, в том числе право на бесплатное пользование земельным участком на 5 лет и коипенсацию за инвестиции в инфраструктуру.

Особое внимание следует уделить странам СНГ, претендующим на крупные иностранные инвестиции. К ним относится, например, Украина. В ее законе о свободных экономических зонах есть статья 15 под многообещающим для потенциальных иностранных инвесторов названием «Свобода экономической деятельности в специальной (свободной) экономической зоне». В ней, в частности, говорится: «На территории специальной (свободной) экономической зоны имеют право функционировать любые субъекты экономической деятельности согласно законодательству Украины  и закону о создании этой зоны.

Субъекты экономической деятельности, указанные в части первой настоящей статьи, имеют право самостоятельно выбирать виды, формы и методы своей деятельности на территории специальной (свободной) экономической зоны, не противоречащие настоящему закону, закону о создании этой зоны и законодательству Украины».

Комментарии, видимо, излишни, особенно если сопоставить тексты украинского и российского законов. Последний отличается жесткостью стиля, многочисленными ограничениями и,  даже,  запретами.

На наш взгляд при разработке российского закона о СЭЗ нельзя упускать из виду, что этот закон – своего рода приглашение иностранным инвесторам сотрудничать на взаимовыгодной основе. Отсюда особые требования к форме и стилю изложения закона.

Прродолжая тему Украины, заметим, что там, по всей вероятности, не очень терзаются сомнениями о целесообоазности создания СЭЗ. Более того, к уже имеющимся зонам добавляются новые.  Совсем недавно было принято решение создать очередную зону на Дунае в городе Рени. Как следует из проекта, эта зона будет частью международной экономической зоны «Рени-Галац-Джурджулетти». На первом этапе каждая из стран-участниц созжает свою локальную зону, которые затем должны слиться в единую. Таким образом Украина, Молдавия и Румыния решили объединить свои усилия для реализации многообещающего проекта. Место для учреждения СЭЗ выбрано очень удачно. Низовье Дуная завершает корридор Рейн-Майн-Дунай, по которому проходят грузопотоки из Западной Европы в Россию и дальше на Восток, а из России и стран Восточной Европы – на Балканы и Средиземноморье. С развитием зоны есть надежда существенно увеличить грузооборот ренийского порта.

На базе морского торгового порта Рени предполагается учредить зону сроком на 49 лет. Потребность в капиталах определена примерно в 50 млн. долл. Намечается реконструировать нефтяной причал, построить терминал для перевалки минеральных удобрений, комплекс для перегрузки вина и элеватор. После создания Ренийской СЭЗ при благоприятных обстоятельствах проектанты надеются к 2005г. увеличить грузопоток по Дунаю почти в 4 раза. Сроки, как видим, намечены сжатые, а темпы роста – сверхвысокие.

Немалый опыт организации накоплен в Китайской Народной Республике. Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980г. в стране создано 5 особых экономических районов (ОЭР). Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань, который является одноименной провинцией. В 1984г. для внешней торговли были открыты 14 городов: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай, то есть все крупные порты страны.

В 1985г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси-Чжуанском автономном районе.

После 1991г. решениями Госсовета КНР статус «открытых» получил и ряд приграничных городов и административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов.

В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 – освоения новых и высоких технологий государственного значения.  Все ОЭР расположены в юго-восточной части Китая. ОЭР ориентированы на внешние рынки. Из 5 особых экономических районов экспортируется более 50% произведенной там продукции. Развивается главным образом обрабатывающая промышленность, а также сфера НИОКР и торгово-сбытовая сеть. На территории районов осуществляется специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы там пользуются многими налоговыми и таможенными льготами, им предоставляются большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, повышать уровень подготовки кадров.

Четырнадцати открытым приморским городам принадлежит роль «окон» и посредников на внешнем рынке. Созданные в них зоны технико-экономического освоения притягивают иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в этих городах исчисляется тысячями, а объем привлекаемых капиталов достигает нескольких миллиардов долларов.

Новый район Пудун площадью 350 кв. км. расположен на восточном берегу реки Хуанпу (Вампу) рядом со старой частью Шанхая, который, как предполагается, станет одним из крупнейших центров мировой экономики, финансов и торговли. Правительство предоставило району большие льготы. В отличие от других форм СЭЗ, применяемых в Китае, в Пудуне иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые организации (в том числе фондовые биржи), магазины, супермаркеты, выпускать акции.

С 1991г. в районе идет интенсивное строительство, создается инфраструктура. Так построены Наньпуский и Янпуский мосты, пудунский участок автоэстакады внутреннего кольца, Вайгаоцяоский морской порт, Пудунский газогенераторный завод и очистные сооружения. В строительную программу включены Вайгаоцяосская электростанция, Ляньцяосская станция водоснабжения, система связи и другие объекты.

Важным шагом в расширении внешнеэкономических связей КНР  и привлечении иностранных инвестиций стали беспошлинные зоны. Такая зона представляет собой особую, полностью изолированную территорию, называемую в других странах «свободным портом» или «зоной беспошлинной торговли». Там действует особая таможенная политика, применяющая специфические правила таможенного управления и надзора.

После 1990г. в стране создано более десяти беспошлинных зон, в них уже функционирует несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов. Особенно успешно идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзинском морском порту. Зоны этого рода занимают относительно ограниченную площадь, над которой сравнительно легко установить соответствующий пограничный и таможенный контроль. Устройство беспощлинных зон не требует больших капиталовложений, а эффект от них ощутим уже через некоторое время.

В 1992г. КНР открыла внешнему миру 13 приграничных городов. Они обладают преимуществами для развития экономического сотрудничества с соседями, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток. В них создается инфраструкткра и развивается приграничная торговля бартерного характера.

Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торговле, которая при правильной организации дела является не только взаимовыгодной, но и под час единственно возможной формой получения дополнительного дохода. В неменьшей степени в этом виде торговли объективно заинтересованы соседи Китая. Это следовало бы иметь ввиду некоторым руководителям  наших восточных регионов, которые свою бездеятельность в области нормального международного сотрудничества пытаются скрыть шумихой об экспансии соседей. При этом, как представляется, совершенно недопустимо, чтобы российская граница была объектом приватизации, как это происходит на нашем Дальнем Востоке.

Согласно постановлению Госсовета КНР 13 открытых приграничных городов получили право создавать на своей территории зоны приграничного экономического сотрудничества, в которых предоставляются те же льготы, что и в приморских зонах технико-экономического освоения.

Создание СЭЗ в Китае в основном себя оправдало. Вместе с тем здесь возникают новые сложности. Как известно Китай ведет длительные переговоры о вступлении в ВТО. Одним из основополагающих принципов ВТО является безоговорочное применение национального режима, что означает одинаковое отношение как к отечественным, так и к иностранным компаниям. В этих условиях преференции иностранным компаниям становятся формально недопустимы.

Как сложится в дальнейшем судьба китайских СЭЗ? Пока однозначно ответить на этот вопрос трудно. Сейчас происходит противоборство самых различных, порой взаимоисключающих мнений – ВТО, иностранных предпринимателей в Китае, китайского руководства, китайцев, рвботающих на предприятиях в свободных экономических зонах и получающих намного более высокую заработную плату, чем на других предприятиях страны.

Можно предположить, что в Китае будет проведена определенная реорганизация СЭЗ. Часть из них, котрая не оправдала надежды, будет закрыта или преобоазована. Другие зоны, особенно связанные с уже осуществленными крупными капитальными вложениями и выпускающая современную продукцию, находящую хороший спрос на внутреннем и внешних рынках, будут сохранены и даже расширены. Китаю предстоят непростые переговоры с ВТО. Едва ли китайцы примут все ультимативные требования относительно СЭЗ. В любом случае нынешние реформаторы в Китае, прежде чем согласиться с ВТО, тщательно взвесят выгоды и потери.

Многообоазие СЭЗ в Китае успешно справляется с задачей привлечения иностранных инвестиций. В 1998г. в страну поступило 40 млрд. долл. В этом видится ответ на вопрос, который волнует многих наших экономистов: стоит ли тратить усилия на создание свободных экономических зон в России?

 

 

Заключение.

Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамичные темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

При организации таких зон в нашей стране следует уделять внимание не только подготовке инфраструктуры, но и законодательным актам, обеспечивающим правовую почву для создания, укрепления свободных зон и функционирования их экономических механизмов. Тогда СЭЗ станут инструментом экономического развития не только отдельных регионов, но и в целом России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1 Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики: учебное пособие (НГАЭиУ) – М.: ОАО изд-во «Экономика», 1998г.

 

 

2 Андрианов В.Д.  «Специальные экономические зоны в мировой экономике». // ЭКО - 1997 - №3.

 

 

3 Смородинская Н., Капустин А. «Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы» // Вопросы экономики – 1994 – №32

 

 

4 Зименков Р.И. Свободные экономические зоны (опыт США) // США: экономика, политика, идеология – 1995 - №8

 

 

5 Савин В. Нужны ли России свободные зоны? // МэиМО – 2000 - №3

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.