Рефераты. Сущность, источники формирования и распределения прибыли на туристском предприятии

- фондообразующим показателем;

- источником финансовых ресурсов;

- источником образования имущества;

- источником материального стимулирования трудового коллектива;

- источником предоставления льгот работникам предприятия.

Экономические интересы собственника направлены на увеличение прибыли предприятия, так как за счет дивидендов и расширения туристского бизнеса значительно увеличивается его капитал.

Экономические интересы работников связаны с увеличением их дохода и социальными выплатами за счет чистой прибыли предприятия.

Сбалансированность экономических интересов всех уровней может быть достигнута при соблюдении таких принципов, как:

- первоочередное выполнение туристским предприятием финансовых обязательств перед государством;

- максимальное обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

- материальная заинтересованность работников в увеличении прибыли за счет средств чистой прибыли;

- стремление к максимальному удовлетворению социально-культурных нужд /4; с. 352 –353/.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции:

- Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени от предприятия зависят такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата; в полной мере - уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Вместе с тем прибыль не является универсальным показателем и потому не отражает все аспекты деятельности предприятия. Чтобы оценить производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, используют систему показателей.

- Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

- В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ /4; с. 353 –354/.


1.3. Источники образования прибыли на туристическом предприятии

Долгое время в теории, на практике и в официальных документах источником прибыли признавался единственный фактор производства - труд. Для туризма этот постулат справедлив в тех редких случаях, когда посредник (турагент) покупает туристский продукт с целью его немедленной перепродажи по более высокой цене. Тогда труд турагента выступает источником получения прибыли, поскольку турагент приобрел этот товар с целью реализации. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, получение прибыли основано на привлечении нескольких факторов производства, прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, а также с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.

С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и о других версиях происхождения прибыли:

- прибыль, заработанная благодаря инициативе;

- прибыль, полученная при неблагоприятных обстоятельствах (по сути - понесенный вследствие неблагоприятных условий убыток);

- прибыль, извлечение которой возможно благодаря ее признанию общественными институтами, среди которых важную роль играют органы государственной власти («допускаемая прибыль»).

Такая классификация весьма приблизительна. Очень часто конкретный случай происхождения прибыли трудно отнести к той или иной категории. Порой прибыль компании является результатом совпадения всех трех ситуаций.

Все многообразие источников образования прибыли в туристском предприятии можно сгруппировать по определенным признакам и в укрупненном виде представить основные.

1.  Главный источник связан с основной производственно-хозяйственной деятельностью туристского предприятия. Величина прибыли в данном случае зависит от:

а) специфики и особенностей туристских продуктов и услуг, их жизненного цикла;

б) объемов продаж;

в) конъюнктуры рынка, конкурентных условий продажи своих товаров и услуг;

г) структуры снижения издержек производства.

2. Этот источник образуется за счет уникальности туристского продукта или монопольного положения туристского предприятия по выпуску того или иного продукта (услуги). Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление туристского продукта. В этой ситуации следует постоянно учитывать такую противодействующую силу, как растущая конкуренция со стороны других туристских предприятий.

3. Третий источник проистекает из инновационной деятельности туристского предприятия. Его роль в последнее время резко возрастает благодаря компьютерным информационным технологиям, созданию глобальной информационной сети Интернет /4; с. 354 –355/.


1.4. Виды прибыли и методика их расчета.

Экономическая прибыль связана с динамичным процессом перехода производства к новым технологиям, неопределенностью перспектив, проблемами монополий и созданием материальных стимулов. Если предприниматель в туристском бизнесе возместил лишь бухгалтерские издержки, получил нормальную прибыль за свою деятельность (сравнимую с оплатой труда менеджера на аналогичном предприятии), процент на свой капитал, доход на принадлежащее ему имущество, этого достаточно, чтобы удержать его в данной сфере хозяйствования. Но можно получить доход сверх перечисленных видов - экономическую прибыль. Такой прибылью предприниматель обязан своей проницательности, оригинальности мышления и смелости. Денежные доходы, заработанные благодаря этим качествам, являются прибылью. Обычно они непостоянны и рано или поздно заканчиваются, поскольку новинка получает распространение, появляются конкуренты.

Экономическая прибыль сопровождается неопределенностью и риском. Расхождения между совокупной выручкой и совокупными издержками устраняются в процессе конкуренции, и прибыль опускается до нуля.

Возможность получения прибыли подталкивает к рискованному поведению, стимулирует нововведения и побуждает прилагать особые усилия всякого, кто ожидает получить разницу между реальным исходом событий и тем, что ожидает большинство людей.

В качестве примера из сферы туристского бизнеса известны рисковые проекты по производству новых туристских продуктов (острова Бали, Крит и др.) и предоставлению нестандартных услуг, прибыльное вложение свободных денежных средств на депозитный счет по повышенной процентной ставке, инвестирование в другие коммерческие проекты и т.п.

Если экономическая прибыль есть разница между доходом туристского предприятия и издержками производства (явные и неявные), то бухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой от реализации и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерская прибыль тождественна балансовой прибыли и прибыли от реализации.

Балансовая прибыль (или убыток) представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг, товаров), основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов и прибыли (убытков), полученной от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется как разница между выручкой от их реализации в отпускных ценах и издержками производства реализованной продукции (работ, услуг), суммами налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Недополученная прибыль (издержки упущенных возможностей) - денежные доходы, которые могло бы получить туристское предприятие при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов.

Налогооблагаемая прибыль - часть балансовой прибыли, которая в соответствии с действующим законодательством облагается налогом /4; с. 355 –356/.

При этом налогооблагаемая прибыль уменьшается:

- на сумму, полученную от дивидендов и приравненных к ним доходов, облагаемых налогом на доход;

- на сумму исчисленного налога на недвижимость;

- на суммы, определенные перечнем льгот (на мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, на природоохранные мероприятия и др.). Общая сумма льготируемой прибыли не может превышать 50 % балансовой прибыли /3; ст. 5/;

- на сумму прибыли, направленную на создание объектов основных фондов туристскими предприятиями - производителями этих фондов для собственных нужд производственного назначения.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, представляет собой чистую прибыль за вычетом налогов и отчислений, производимых из чистой прибыли.

Номинальная прибыль характеризует фактически полученную сумму.

Реальная прибыль - номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции.

Накопленная прибыль - прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало за все годы. Она включает также нераспределенную прибыль прошлых лет, резервный капитал, фонды накопления и чистую прибыль отчетного периода.

Наиболее емким информативным видом прибыли, которым оперируют в практической деятельности, является балансовая прибыль. Как конечный финансовый результат она выявляется на основании бухгалтерского учета в балансе всех хозяйственных операций туристского предприятия и оценки статей баланса /4; с. 356 – 357/.

Балансовая прибыль включает в себя:

- прибыль (убыток) от реализации туристского продукта, оказанных услуг;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.