Рефераты. Сущность и причины инфляции, ее виды

2.         Причины и виды инфляции.

2.1.      Причины инфляции.


Объяснения причин дисбаланса различны. Одни экономисты (Дж.М. Кейнс и его последователи) объясняли его чрезмерным спросом при полной занятости, т. е. со стороны спроса. Другие - неоклассики - искали причину в росте производственных расходов или издержек производства, т. е. со стороны предложения. Думается, что данные оценки односторонни и истину следует искать в синтезе двух противоположностей, т. е. объяснять инфляцию, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

а)  Государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства;

б) Профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.

в)  Монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен.


Все эти причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точкой зрения, Л. Хейне писал[2], что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция - это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.


Внешние причины.


К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платёжного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. В Венгрии, экономика которой в большей мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор (ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала насыщенность внутреннего рынка и – при неизменном спросе – порождала рост внутренних оптовых и потребительских цен.


Внутренние причины.


Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим их на примере России.

Во-первых, как правило, одним из истоков инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжёлой индустрии, и особенно военного машиностроения.

Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые работали под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких-либо ограничений.

Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы, постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления; эффективность капиталовложений падала, что отрицательно сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.

Противоречия и дефициты пожирали всё больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Её основа – нарастающие диспропорции в самом производстве, углубление материально-финансового неравновесия, недочёты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.

Известный экономист В. Новожилов отмечал, что сложность проблемы инфляции и вместе с тем её ахиллесова пята – в том, что приспособить количество денег в желаемом размере не столь сложно и – главное – практически ничего не стоит. Это является огромным искушением для тех, кто обладает правом создавать деньги. Личный интерес каждого, кто создаёт «нематериальные» деньги, создавать их всё больше и больше: для денег нет предмета насыщения, для них нет перепроизводства. Правда, продолжал В. Новожилов, при избытке деньги обесцениваются, но зато они и ничего не стоят. И если всё народное хозяйство в целом от избытка денег не выигрывает, то эмитент  получает вполне реальное приращение богатства, источником которого является ущерб тех, кто находится далеко от эмиссии[3].


2.2.      Измерение инфляции.


Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Индексы - это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.

Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего  года из  индекса  этого  года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100. Например, если в 1994 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом:

[4]


Существует несколько индексов цен:

а)  Индекс потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);

б) Индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;

в)  Индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;

г)  Индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).


Выделяют и другие, менее известные индексы цен:

а)  Индекс оптовых цен производителя;

б) Дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен.)


В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения.) Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

Существует еще один способ количественного измерения инфляции на основе «правила величины 70». Этот метод позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Для этого нужно число 70 разделить на ежегодный уровень инфляции. К примеру, при годовой инфляции в 5% уровень цен или темп инфляции удвоится приблизительно через 14 лет[5].

В теоретическом плане различают два типа современной инфляции:

а)  инфляция на основе роста совокупного спроса;

б) инфляция на основе роста издержек производства[6].

2.3.        Виды инфляции.


В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают открытую и подавленную (скрытую) инфляцию. Впервые в научный оборот эти понятия ввел шведский экономист Б.Хансен. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая — в усилении дефицита товаров и услуг. В рыночной экономике инфляция носит открытый (ценовой) характер, в командно-административной — подавленный. До 1992г. инфляция в России была подавленной.

В зависимости от темпов роста открытая инфляция может протекать с разной скоростью. В связи с этим экономисты различают:

а)  ползучую инфляцию, когда рост цен составляет 3-4 % в год;

б) галопирующую, когда инфляционные тенденции принимают стремительный характер и годовой рост цен составляет десятки и сотни процентов;

в)  гиперинфляцию — цены растут астрономическими темпами, достигая многих тысяч процентов в год.


Четкую границу между галопирующей инфляцией и гиперинфляцией определить очень трудно, однако формальный критерий существует. Он был введен американским экономистом, учеником М. Фридмена Ф. Каганом. предложившим считать началом гиперинфляции месяц, в котором рост цен впервые превысил 50%, а концом — месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой отметки и не достигает ее вновь по крайней мере в течение года. В пересчете на год по принципу сложного процента такая инфляция будет развиваться с годовым темпом порядка 13 000%.

Гиперинфляция случается редко, однако она имела место в Германии вначале 20-х гг., в Греции и Китае в период второй мировой войны. Гиперинфляция была в Боливии в 1984—1985 гг., а также Перу, Аргентине. Бразилии. Никарагуа. Грузии в 1992—1993 гг. В 1994 г. в Югославии среднемесячный уровень инфляции составил 1660%, и за год цены выросли на 310 млн. процентов. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8х10 раз при среднемесячном росте в 198 раз[7].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.