Тем не менее, если исходить из предложенного "системного кон-
текста" принципов маркетинга, то нетрудно заметить и нечто общее
в представленных определениях совокупности "основных принципов маркетинга", а именно:
- необходимость знания покупателей и их потребностей;
- необходимость знания рыночной ситуации в определенном сек-
торе (сегменте) рынка;
- стремление удовлетворить нужды, потребности и запросы покупателей;
- наличие гибкости производства, основанного на точном знании
целевого сегмента "своего" рынка;
- необходимость проведения инноваций (например, создание но- вого товара);
- необходимость планирования по различным временным горизон-
там: построение маркетинговых программ в долго-, средне-,
кратко- временных аспектах, планирование их "увязки";
- необходимость проведения в жизнь принятых маркетинговых ре-
шений (в основном, краткосрочных задач по достижению желае-
мых уровней сбыта на различных рынках);
- продвижение товаров и услуг;
- осуществление различных форм информации, убеждения или на-
поминания о своих товарах, услугах, предприятии, торговой
марке и т.п.
“Набирается” достаточное количество "принципов маркетинга", которые надо как-то идентифицировать и осмыслить.
Рассмотрим еще один вариант "основных принципов маркетинга", который был верифицирован на основе опыта чтения лекций по маркетингу и соответствующего общения со студентами на экономических факультетах в Московской коммерческой академии (Омский филиал), в Омском государственном университете и в Омском государственном техническом университете.
"Основные принципы маркетинга":
1) marketing reseаrch - исследование рынка (всестороннее и глубокое); кроме того, также используется контекст исследования
экономической конъюктуры и производственно-сбытовых возможностей предприятия;
2) segmentation - сегментация рынка;
3) adaptation - гибкое реагирование на требования активного и
потенциального спроса;
4) innovation - инновация, создание нового товара;
5) planning - планирование, построение различных маркетинговых программ, долго-, средне- и кратко- срочное планирование маркетинговой деятельности фирмы;
6) promotion - (дословный перевод: "продвижение при поддержке"): а) продвижение товаров и услуг; а также: б) любая форма сообщений, используемая предприятием для информации, убеждения или напоминания о своих товарах, услугах, предприятии, торговой марке и т.п.;
7) governing of market - "глобальное" управление маркетингом,
обуславливающее "основной ход событий" в деятельности фирмы;
8) management of market - управление маркетингом, понимаемое
как решение, в основном, краткосрочных задач по достижению желаемых уровней сбыта на различных рынках (типа того: что продавать, кому продавать, почему следует это продавать, где и каким образом продавать, когда все это продавать и как управлять всем этим движением товаров и услуг).
Данные принципы были выделены по критерию: сначала проведение конкретных эмпирических исследований потребителей, а затем запуск и самого производства на основе маркетинга. Кроме того, при выделении принципов маркетинга использовался критерий анализа логики рыночной деятельности многих западных фирм.
Но могут возникнуть, например, следующие вопросы:
1. Достаточное ли количество принципов маркетинга выделено ?
2. Что делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном списке нет, но можно предположить, что они должны быть ?
Ответ на 1-й поставленный вопрос ("достаточное ли количество
принципов маркетинга выделено ?") сводится к тому, что мы стремились предложить минимально необходимое число принципов, используемых в маркетинговой деятельности в развитых капиталистических странах. Ответ на 2-й поставленный вопрос ("что делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном списке нет, но можно предположить, что они должны быть ?") сводится к тому, что практически любой "новый принцип" маркетинга может быть либо "интегрирован" в данный список, либо "приплюсован" к имеющимся.
Например: входит ли реклама в принцип маркетинга ? По этому по-
воду ответ может быть следующим: реклама - входит в принципы
"promotion" - "governing of market" и "management of market".
Это - элемент так называемой "коммуникационной политики", которая, кстати, в мировом маркетинге имеет несколько иной статус, чем "принцип" маркетинга.
Другой пример: входит ли в принцип маркетинга "ценовая поли-
тика" ? Кстати, ее еще называют "pricing policy". Ценовая поли-
тика, должна ли являться она "принципом" маркетинга, - это дос-
таточно сложный вопрос; я ее не включаю в "отдельный принцип".
Поскольку ценовая политика - это "больше", чем принцип, посколь-
ку она является "сквозным элементом" любого принципа маркетинга.
Фирма, для которой маркетинг необходим, должна составлять маркетинговые программы постоянно, а не от случая к случаю.
В маркетинге используется принцип скользящего планирования, предусматривающий текущую последовательную корректировку показателей. К примеру, если программа составлена на 5 лет, то корректировки должны вносится ежегодно, а для российских условий даже чаще, поскольку политическая и экономическая нестабильность находят свое отражение на любом рынке и достижение определенных количественных показателей ( объем прибыли, объем рынка и т. д. ) напрямую зависят от постоянно изменяющихся ставок налогов, уровня инфляции, выплат заработной платы в различных регионах, социальных программ правительства, указов по поводу запрещения некоторых видов рекламы и т. п. Поэтому, необходимо включение в планы некоторых финансовых и ресурсных “подушек” - резервных фондов на случай непредвиденных обстоятельств.
При разработке маркетинговых программ, как и планов внутрифирменного развития, используется также принцип многовариантности, т. е. соответствующие службы предпочитают готовить не один, а несколько вариантов маркетинговой программы и плана (обычно 3 варианта - минимальный или наихудший, оптимальный, наиболее вероятный и максимальный или наилучший).
Рисунок 4* . Схема маркетинговой деятельности предприятия
Анализ и контроль (рынка, покупателей, конкурентов, товара)
Маркетинговые решения:
товар, место торговли, система формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС),ценовая политика и т.д.
Планирование
Новые товары и их использование
Выбор рынка Управление
(рынков) производством
товара
Прогнозирование рынков
Система информации и управления
Анализ:
а)рыночной ситуации
б)покупателей,
в)конкурентов,
г)товара
Цели маркетинга::
а)удовлетворение требований (потребностей) потребителей,
б) достижение превосходства над конкурентами
в) завоевание доли рынка,
г)обеспечение роста продаж
Цели предприятия:
а)возвращение капиталовложений,
б)оплата труда персонала,
в)социальные обязанности перед
обществом
Внешняя среда:
экономика,
правовые ограничения,
политика,
социальная сфера,
международные
отношения
т.д.
Внутренняя среда:
финансовая,
технологическая,
кадровая,
организационно-
структурная
и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5