Рефераты. Сущность и функции рынка

Каким видом бизнеса заняться, что и в каком размере произво­дить, куда вложить свободные деньги? При решении этих и других подобных вопросов приходится учитывать множество противоре­чивых факторов, перебирать бесчисленные варианты. А степень вероятности оптимального выбора, как правило, невелика.

Риск в условиях неопределенности неизбежен, он предполага­ет и вероятность события, и степень отклонения от ожидаемого результата. Допустим, у владельца акций имеется один шанс из десяти на выигрыш от повышения курса. Размер выигрыша или потерь при том же соотношении шансов может быть весьма разли­чен — это зависит от колебаний курса и количества приобретен­ных акций.

Отношение к риску различно. Люди стремятся свести неопре­деленность до минимума. Каждый, кто занимается предпринима­тельской деятельностью, берет на себя определенную долю риска. Вместе с тем он стремится уменьшить степень риска, точнее про­гнозировать ситуацию, застраховаться от возможных убытков.

Существуют различные способы снижения риска в условиях неопределенности. Довольно широко используется принцип ди­версификации — разностороннего и многообразного размещения средств. Приобретаются, например, ценные бумаги многих ком­паний, занятых в различных областях; инвестор вкладывает сред­ства в различные активы, обладающие разной доходностью и сте­пенью риска. Одним из способов снижения риска является стра­хование. Существует развитая система страхования банковских операций: передача должником имущества в залог; поручительст­во другого лица; развитие технических средств предоставления кредита.

Изучение и принятие решений в рыночной экономике основа­но на выборе. Детальность информации и разнообразие активов обеспечивает широту выбора. Однако это лишь предпосылки его надежности, снижения степени риска. Универсальных правил принятия оптимальных решений не существует.

6. Провалы рынка и роль государства в их устранении.


При всей своей огромной позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленно­му самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффек­тивности хозяйствования. Рынок обостряет проблему со­циального неравенства, порождает значительную диффе­ренциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рынок не способен противостоять монополистическим тен­денциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают мо­нополистические структуры, ограничивающие свободу конкурен­ции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходи­мость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых моно­полий, электроэнергию, транспорт.

Рыночная конкуренция приводит к  высвобождению работ­ников из производства и безработице, обострению социаль­ного положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосудар­ственным программам, связанным с ликвидацией социаль­ного неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратеги­ческие идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные струк­турные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Несовершенства («провалы») рынка смягчаются со­зданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем,         которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограничен­ной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи не­качественных товаров, ложной информации о деятельнос­ти фирм; улучшает функционирование рынка путем созда­ния стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранитель­ных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с про­изводственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

Государство осуществляет контроль за состоянием ок­ружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европей­ской части России, пострадавших от аварии на Чернобыль­ской АЭС.

Государство субсидирует здравоохранение, образова­ние, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государст­во необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

В литературе выделяют сле­дующие экономические функции государства:

·        создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

·        составление прогнозов развития своей социально-эко­номической системы на перспективу;

·        регулирование процессов использования производи­тельной силы природы и охрана окружающей человека среды;

·        управление демографическими процессами, обеспечи­вающими рациональное, научно обоснованное воспроиз­водство производительной силы человека;

·        ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

·        разработка целевых комплексных программ экономи­ческого развития;

·        повышение роли трудовых коллективов, каждого ра­ботника в управлении экономическими и социальными процессами;

·        согласование экономических интересов субъектов про­изводственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

·        формирование и регулирование системы стимулирова­ния производственно-экономической деятельности;

·        регулирование и экономическое обеспечение интеллек­туального развития, защиты жизни, прав и свобод граж­дан;

·        регулирование процессов по включению страны в меж­дународную экономическую интеграцию.

Известны следующие направления го­сударственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование.

Основными инструментами микрорегулирования высту­пают налогообложение, ускоренная амортизация, воздейст­вие на цены, антимонопольное регулирование. Например, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образования монополис­тических объединений, уголовно-правовые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регулирование реализуется следующим образом. Чтобы ограничить рост масштабов про­изводства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры ее рыночной квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, практикуется обязательная регистрация всех согла­шений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдержива­ния развития предприятий. Льготное налогообложение дает возможность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды итого­вых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых налогов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются фи­нансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономики; программирование и прогнозирование экономики, фис­кальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпри­нимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую поли­тику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внеш­ней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различ­ных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денеж­ных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воз­действовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, явля­ется собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:

·        стимулирование капиталовложений;

·        обеспечение наиболее полной занятости;

·        стимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей силы;

·        воздействие на общий уровень цен в целях их стабили­зации;

·        поддержка устойчивого экономического роста;

·        перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике.


7. Вывод.


Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продав­цов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предприни­мательства. Хотя рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном  его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими  институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том1,2. Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю М.: Республика 1992  

2.     Экономическая теория- Мн.: «НТЦ АПИ», 1998.

3.     Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 1999

4.     Экономическая теория под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко Минск, БГЭУ 1999

5.     Экономика. А. Булатов 1997 г. БЕК г. Москав


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.