Рефераты. Сущность и функции финансов коммерческих предприятий

По своей сущности оборотные средства — не финансовая, а общеэкономическая категория; в связи с этим величина находящихся в обороте предприятия денежных средств не может быть отнесена к финансовым ресурсам. Тем не менее, именно финансовые отношения образуют исходную основу существования фонда оборотных средств, а финансовые ресурсы — базу для первоначального формирования и последующего изменения его размера. Финансовые отношения в сфере функционирования оборотных средств возникают в трех случаях:

·        в ходе образования уставного фонда предприятия;

·        в процессе использования финансовых ресурсов на увеличение собственных оборотных средств;

·        при инвестировании излишка оборотных средств  в ценные бумаги.

Формирование собственных оборотных средств, происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставной фонд. Источники формирования здесь почти те же, что и у основных средств: акционерный капитал, паевые взносы, устойчивые пассивы, бюджетные средства (в государственном секторе), перераспределяемые средства (если сохраняется вертикальная система управления).

В дальнейшем первоначальная величина собственных оборотных средств может изменяться в зависимости от объема, условий и результатов хозяйственной деятельности на данном предприятии. Успешное выполнение производственной программы, экономия материальных и финансовых ресурсов, повышение качества продукции, бесперебойная ее реализация и т. п. — все это сказывается на состоянии оборотных средств, их сохранности и эффективном использовании.

Наличие собственных оборотных средств, их сохранность, соотношение между собственными и заемными оборотными средствами характеризуют степень финансовой устойчивости предприятия, его положение на финансовом рынке, возможности дополнительной мобилизации финансовых ресурсов с помощью выпуска ценных бумаг. В условиях административно-командной системы управления финансовой устойчивости субъекта хозяйствования не уделялось должного внимания, так как существовавшая в то время система государственной финансовой помощи ни при каких обстоятельствах не допускала его банкротства. Предоставляя бюджетные ассигнования на капитальные вложения, списывая просроченную задолженность предприятий банкам, разрешая выделять хозяйствам отраслевые финансовые ресурсы на восполнение недостатка оборотных средств, государство не допускало, чтобы предприятие оказалось в положении несостоятельного должника даже при низкой эффективности производства и наличии огромных потерь от бесхозяйственности.

С переходом к рынку положение изменилось коренным образом. Принятые в 1992 году законодательные акты “О банкротстве” и “О залоге” возлагают на предприятие всю меру ответственности за использование находящихся в его распоряжении ресурсов. В этих условиях вопросы рационального использования оборотных средств, платежеспособности, финансовой устойчивости приобретают огромное значение.

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность впрямую влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на саму возможность получения кредита и условия его предоставления (на какой срок, под какие проценты и т. д.). Платежеспособность определяется с помощью специальной системы коэффициентов, учитывающих реальные и потенциальные финансовые ресурсы предприятия, соотношение между его платежами и текущими денежными поступлениями.

Платежеспособность в области долговых обязательств предприятия выражает его ликвидность; последняя отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы. Ликвидность зависит от величины задолженности, а также от объема ликвидных средств, к которым относятся наличные денежные средства, ресурсы на счетах в банках, ценные бумаги и легко реализуемые элементы оборотных средств. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банкротству. Причем основаниями для признания государственного предприятия банкротом являются не только невыполнение им в течение трех месяцев своих финансовых обязательств перед бюджетом, но и невыполнение требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии.

Оборачиваемость оборотных средств — это показатель эффективности их использования. Оборачиваемость определяется временем, в течение которого денежные средства совершают полный оборот, начиная от приобретения производственных запасов и кончая поступлением денег на счета предприятия; длительность одного оборота выражается в днях.

Чем быстрее оборачиваются авансированные оборотные средства, тем лучший достигается результат — с помощью одной и той же суммы средств производится и реализуется больше продукции. Важным фактором ускорения оборачиваемости оборотных средств является экономия материальных ресурсов, используемых в производстве, сокращения их расхода на единицу продукции. Именно поэтому в современных условиях такое большое значение приобретает разработка программ, направленных на более рациональное использование сырья, топлива, электроэнергии и других материальных ресурсов, в которых предусмотрены меры по ужесточению правил использования материальных ценностей, усилению экономического стимулирования и повышению материальной ответственности за их расходование.

 

11. Прибыль и рентабельность предприятия.

 

Прибыль — важнейшая категория рыночных отношений, ей присущи три функции:

·        экономического показателя, характеризующего финансо­вые результаты хозяйственной деятельности предприятия;

·        стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;

·        одного из основных источников формирования финансо­вых ресурсов предприятия.

Прибыль — основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший ис­точник формирования доходной части бюджетов разных уровней.

В рыночной экономике основной целью предприниматель­ской деятельности является получение прибыли, увеличение ма­териальной заинтересованности участников бизнеса в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей финансовых ме­неджеров. На величину прибыли в производственной деятельно­сти оказывают влияние факторы субъективного характера и объек­тивные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.

Субъективные факторы: организационно-технический уро­вень управления предпринимательской деятельностью, конку­рентоспособность выпускаемой продукции, уровень производи­тельности труда, затраты на производство и реализацию продук­ции, уровень цен на готовую продукцию.

Объективные факторы: уровень цен на потребляемые мате­риальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.

Современное состояние экономики, выражающееся в эконо­мической нестабильности, инфляции, монопольном положении отдельных товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т. е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует связь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что сви­детельствует о расстройстве экономики, неполноценности дей­ствующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровле­ние экономики, создание эффективной налоговой системы бу­дут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему раз­витию предпринимательства и рыночных отношений.

Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показы­вающей эффект предпринимательской деятельности, характери­зует эффективность этой деятельности. Рентабельность — отно­сительный показатель, отражающий степень доходности пред­приятия. В рыночной экономике существует система показате­лей рентабельности.

Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реа­лизованной продукции, так и по отдельным ее видам.

а).  Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:

  • процентное отношение прибыли от реализации продук­ции к затратам на ее производство и реализацию;
  • процентное отношение прибыли от реализации продук­ции к выручке от реализованной продукции;
  • процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
  • отношение чистой прибыли к выручке от реализации
  • продукции.

            Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и   

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.