Второе подразделение общественного производства - часть общественного производства, продукция которой реализуется исключительно населению.
Третье подразделение общественного производства - часть общественного производства, продукция которой не реализуется за деньги, а распределяется или просто попадает потребителям «бесплатно».
Это так называемая «бюджетная сфера», к которой относятся армия, органы государственного управления, правоохранительные органы, фундаментальная наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и все прочие предприятия и учреждения, деятельность которых оплачивает бюджет.
В реальной экономике существуют предприятия смешанного типа, которые невозможно полностью отнести к какому-либо одному подразделению. Для теоретических целей приходится допустить, что на каждом таком предприятии можно выделить части, относящиеся к одному из подразделений общественного производства. На этой основе, возможно, наладить учет по «чистым» подразделениям, подобных «чистым» отраслям.
Государственный бюджет - часть воспроизводственной структуры, которая, во-первых, осуществляет финансирование третьего подразделения общественного производства, получая для этого средства от первого и второго подразделений в форме налогов, и, во-вторых, регулирует денежное обращение в стране.
Население - часть воспроизводственной структуры, вкладывающая свой труд в трех подразделениях общественного производства и получающая за это денежную оплату и другие денежные доходы. Все денежные доходы населения направляются на приобретение продукции второго подразделения общественного производства. Схема абстрагирована от уплаты населением каких-либо налогов, штрафов и других платежей в бюджет. Впрочем, все это отражается в форме посредничества трех подразделений общественного производства.
В каждой из частей общественного производства стоимость проходит через ряд метаморфоз, определяющих воспроизводственный цикл. В подразделениях общественного производства этот цикл состоит из пяти метаморфоз: Д - Т1 - Производство - Т2 – Д
1. распределение денежного дохода от предыдущего цикла (уплата налогов в бюджет и авансирование капитала на следующий цикл);
2. обмен авансированного капитала на средства производства и рабочую силу;
3. производство товара;
4. в натуральных единицах;
5. обмен произведенного товара на деньги.
Начало и конец каждого цикла в частях общественного производства определяются денежными суммами, т.е. сравнимыми показателями. Это определяет возможность оценки результатов своей деятельности.
Для государственного бюджета цикл состоит из двух денежных метаморфоз:
Д – Д
1. расход денежных средств, полученных в предыдущем цикле, на оплату деятельности третьего подразделения;
2. получение денежного дохода от налогов и эмиссии.
Здесь также имеется возможность оценивать результаты деятельности на основе сравнения денежных сумм в начале и конце каждого цикла.
В данной трактовке кажется необычным, что расходы поставлены впереди доходов. Однако это позволяет не рассуждать о «превышении доходов над расходами», а оценивать рост доходов, полагая, что вся сумма доходов предшествующего цикла расходуется в последующем.
Для населения цикл заключается в трех метаморфозах: Пр-во - Д - Т
1. участие в процессе производства;
2. получение заработной платы за труд в подразделениях общественного производства;
3. покупка товаров второго подразделения.
В отличие от других частей воспроизводственной структуры, население не имеет возможности достаточно точно оценивать результаты своей деятельности в отдельном цикле воспроизводства из-за несопоставимости единиц измерения труда и набора товаров, которые здесь определяют начало и конец цикла.
Система допущений. Система допущений предлагаемой модели воспроизводства заключается в следующем:
1. эквивалентность обмена между структурными частями в системе «народное хозяйство» обеспечивается путем исключения возможности нерегулируемых накоплений денежных средств или товарной массы в одной структурной части модели при возникновении соответствующего дефицита в другой части;
2. целью общественного производства является увеличение производства товаров, производимых вторым подразделением, т.е. товаров народного потребления;
3. количество занятого в народном хозяйстве населения изменяется пропорционально росту численности населения, а рост производства происходит, во-первых, за счет роста занятого населения (экстенсивный фактор) и, во-вторых, за счет роста производительности труда (интенсивный фактор);
4. производительность труда в каждом подразделении прямо пропорциональна количеству средств производства, используемых одним работающим (детерминирующим фактором в модели , таким образом, принимается фондовооруженность);
5. в условиях длительного и равномерного развития экономики лагом времени между инвестициями и соответствующим приростом производства можно пренебречь;
6. вновь созданная стоимость распределяется между работающими и государственным бюджетом в отношении, едином для всех отраслей первого и второго подразделений общественного производства;
7. государство управляет развитием экономики, регулируя рост продукции первого подразделения и распределяя эту продукцию между подразделениями (и отраслями) народного хозяйства;
8. вторым рычагом, используемым государством для управления экономикой, является регулируемая денежная эмиссия;
9. статической единицей времени для всех вариантов модели принят календарный год.
Итак, основным детерминирующим фактором развития экономики принята фондовооруженность. В качестве рычага управления используется распределение продукции первого подразделения между всеми тремя подразделениями.
Изменения в системе допущений, придающие новой модели почти полностью противоположный характер по сравнению с моделью Маркса, не преследовали цель опровергнуть его теоретические выводы, но позволили получить новые.
В новой трактовке, в отличие от классической, прибавочная стоимость рассматривается как часть вновь созданной стоимости, поступающая в доход государства.
В максимально упрощенной модели, которая исследуется в настоящей главе, принято следующее дополнительное допущение:
10. в процессе воспроизводства внутри каждого подразделения производительность труда изменяется равномерно по всему ассортименту товаров этого подразделения.
Это допущение абстрагирует модели от различий между товарами внутри подразделения и позволяет учитывать всю продукцию каждого подразделения в единых условных натуральных единицах.
Математический аппарат. Математический аппарат модели воспроизводства строится на основе положений, установленных в предшествующих главах.
Количественные характеристики основных параметров модели в базовый период времени приняты равными единице, для структурных элементов используются соответствующие структурные характеристики параметров, в базовый период измеряемые долями единицы. Модели определяются динамические характеристики всех этих показателей.
1. Количество труда, используемого в народном хозяйстве: ТРнх,t = ТРнх,0* 1,01t Тнх,t = ТI,t + ТII,t + ТIII,t где:
ТРнх,0, ТРнх,t - количество труда, используемого в сфере общественного производства соответственно базовом и текущем периодах;
1,01t - динамическая характеристика труда, условно принятая единой для всех вариантов модели.
Тi,t - структурная характеристика труда, которая для соответствующего подразделения в базовый период принимается в доле от Тнх,t.
2. Объемы производства и использования продукции в натуральном исчислении: MI = cI + cII + cIII MII = vI + vII + vIII MIII = mI + mIII + mIII где:
Mi - количество продукции в натуральном измерении, вырабатываемой подразделением i;
сi - количество продукции первого подразделения, потребляемой подразделением «i», в натуральных единицах.
vi - количество продукции второго подразделения, потребляемой подразделением «i», в натуральных единицах;
mi - количество продукции третьего подразделения, потребляемой подразделением «i» в натуральных единицах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8