Рефераты. Структура личного дохода работника предприятия

В целях обеспечения необходимого единства  меры  труда  и  его  оплаты при помощи ЕТС производится дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы различных  профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от значения отдельных отраслей экономики и следующих факторов: сложности труда (квалификации)  в  пределах  одной  профессии,  должности (внутри профессиональная, внутри должностная дифференциация);                                          

· содержания  и  специфики труда у рабочих,  технических  исполнителей,  руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания,  специалистов, руководителей предприятий и организаций,  функциональных и производственных  подразделений (междолжностная дифференциация);                    

· общих условий труда,  сложности выпускаемой  продукции  (услуг),  социально-бытовых условий,  режимов труда и отдыха и  других специфических факторов, характерных для отрасли (под отрасли), видов деятельности и т.п. (междолжностная дифференциация).                                                          

Тарифный (квалификационный)  разряд характеризует уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности и точности  выполняемых  работ,  а также ответственности работника.  Эти требования заложены  в  профессиональных  квалификационных  характеристиках (требованиях),  предусмотренных в тарифно-квалификационных справочниках.                                     

Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тарифные  ставки второго и последующих разрядов сетки выше ставки первого разряда.                                                    

С момента введения ЕТС (январь 1992 г.)  число  разрядов,  межразрядные соотношения тарифных коэффициентов и диапазон тарифной сетки изменялись в зависимости от установленных уровней  тарифных ставок первого разряда в связи с инфляцией и финансовых возможностей.                                               

Концепцией реформирования  оплаты труда,  принятой в 1991  году, предусматривалось, что ощутимым порогом материальной заинтересованности в установлении размеров оплаты труда является  установление межразрядных соотношений тарифных коэффициентов в  размере не менее 10 процентов. Этот принцип был заложен в первом и втором вариантах ЕТС.                                    

С 1  марта 1995 года ЕТС была сокращена до 23 разрядов со  значительным сокращением ее диапазона.  Это изменение тарифной  сетки посредством уменьшения межразрядных коэффициентов привело к утрате ее предназначения в части дифференциации и регулирования заработной платы.                                      

С января 1996 года восстанавливается 28-разрядная сетка с диапазоном разрядов 11,25: 1.                                 

            Однако с 1 января 1998 года, в связи с увеличением тарифной  ставки первого разряда более чем в два раза и с учетом финансовых возможностей, диапазон сетки  снова  был уменьшен до 6,48:  1.  При этом тарифная оплата  труда существенно увеличилась.  Это был промежуточный  вариант  изменения  сетки,  связанный  со значительным повышением минимальной оплаты труда (ставки первого разряда).                 

            В соответствии  с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г.  N 2070 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций,  финансируемых из бюджета" постановлением Министерства  труда  от  21 января 2000 г. N 6 утверждена и с 1 января 2000 года введена в действие Единая тарифная сетка работников Республики  Беларусь с диапазоном 8,39: 1.                                  

            В этом варианте ЕТС установлено соотношение  межразрядных  тарифных коэффициентов в следующих размерах: с первого по третий разряд - 16 процентов, с третьего по шестой разряд - 10,  с шестого по двадцать восьмой - 7 процентов.  В связи с новой  Концепцией совершенствования оплаты труда  эти  соотношения  в  нынешних условиях развития экономики являются оптимальными.    

Сопоставление уровней сложности труда по профессиям рабочих  и должностям служащих бюджетного сектора экономики позволяет разместить их на 28  разрядах,  работников  хозрасчетного  сектора - на 23 разрядах.

Тарификация работников, как в бюджетном,  так и в  хозрасчетном  секторах  экономики производится на основе действующих  тарифно-квалификационных справочников работ и профессий  рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих, с учетом отраслевых положений и инструкций по  аттестации  работников.                                                            

            Тарификация отдельных категорий работников  хозрасчетного  сектора  экономики  (педагогические  работники,  библиотекари,  фармацевтические,  научные и др.  работники)  производится  на  уровне тарификации,  предусмотренной для соответствующих категорий отраслей бюджетного сектора. [19]

На практике используется так же и бестарифная система оплаты труда. По бестарифной системе вме­сто тарифных ставок 1-го разряда и тарифной сетки устанавливается доля работника в фонде оплаты труда предприятия в зависимости от квалификационного уровня, который не характеризует квалификацию работника в общепринятом смысле. Он не совпадает с присвоенным разрядом и действует только в целях исчисления заработка в данной фирме. Квалификационный уровень (КК) определяется:

1) по фактической заработной плате,

2) по тарифной заработной плате, начисленной для рабочих по тарифным ставкам, для остальных работников — по должностным окла­дам. Дополнительно могут учитываться занимаемое место в производст­ве, ответственность и др. Самый распространенный способ — это отно­шение фактической заработной платы за прошлый (базисный) период к сложившемуся минимальному уровню зарплаты на предприятии:

КК(i) = ЗПф(i): ЗПмин,                    (10)

где КК(i)   — коэффициент квалификационного уровня 1-го работника,

ЗПф(i)  — фактический заработок 1-го работника в базовом      периоде (руб.);

  ЗПмин — наименьший уровень заработной платы на предприятии (фирме).

С учетом квалификационных уровней и других характеристик все работники фирмы распределяются по определенным квалификацион­ным группам.

Размер начислений (заработная плата, аванс, премии, доплаты, пособия, отпускные и т.д.) производятся в соответствии с нормативными актами.

Основная заработная плата начисляется в соответствии со сдельными расценками, тарифными ставками, окладами. Учитываются также доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы,  за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т.п.

К дополнительной оплате относятся  выплаты  за  не проработанное время:  отпуска, перерывы в работе кормящих матерей, подростков, на выполнение общественных обязанностей,  а также выходное пособие  при увольнении, при нетрудоспособности и т.д.

Право на отпуск или выплату компенсации при не использовании его предоставляется работникам по истечении 11 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. При уходе в отпуск за работником сохраняется право на получение среднего заработка, который определяется исходя из суммы зарплаты, начисленной за предшествующие 3 месяца; разрешено в отдельных случаях использовать 12 месяцев.

При подсчете среднего заработка для оплаты  отпуска  и  выплаты компенсации за  неиспользованный  отпуск учитываются все виды оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы независимо от  систематичности их выплаты: производственные премии, доплаты за сверхурочные и за работу в ночное время,  надбавки за выслугу лет  и  т.д., при этом  премии и другие премии стимулирующего характера включаются при подсчете среднего заработка по времени их фактического  начисления, а годовые вознаграждения - в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода (в случаях,  когда время,  приходящееся на  расчетный период, отработано не полностью,  премии учитываются пропорционально отработанному времени).

Пособие по  временной нетрудоспособности оплачивается работникам за счет отчислений на социальное страхование при заболевании  (травме), связанной с утратой трудоспособности, болезни члена семьи, санаторно-курортном лечении,  временном переводе на другую  работу  в связи с  профессиональным заболеванием. Основанием  для   назначения    пособий служат выданные лечащим учреждением листки нетрудоспособности.

Из оплаты труда работников,  как состоящих в списочном составе, так и лиц, работающих по трудовым соглашениям, договорам подряда, по совместительству, выполняющих разовые работы, могут быть произведены различные удержания: либо обязательные, либо удержания по инициативе предприятия. К ним относятся удержания для уплаты государственных налогов, обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд; по исполнительным листам; по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию; для погашения задолженностей за  допущенный брак, по  выданным авансам и излишне выплаченным денежным суммам; для уплаты административных и судебных штрафов;  удержания из заработка по исправительным работам; по поручениям - обязательства за приобретенные товары в кредит; по письменным поручениям о переводе страховых взносов по договорам личного страхования. Кроме того,  зарплата может быть перечислена по заявлению работника на счет личного вклада в банк.

Подоходный налог взимается на основании законодательства РБ. Объектом налогообложением является совокупный доход, полученный в календарном году.

Подоходный налог с облагаемого дохода, полученного в течение календарного года, и с облагаемого совокупного годового дохода взимается исходя из сумм среднемесячных минимальных заработных плат, сложившихся в календарном году, в следующих размерах:


Размер облагаемого совокупного
годового дохода               

Ставки (суммы) налога

1. До 240 среднемесячных       минимальных заработных плат   

9 процентов

2. От    240     среднемесячных минимальных заработных плат + 1 руб.  до   600   среднемесячных минимальных заработных плат   

21,6 среднемесячной     минимальной заработной  платы  + 15 процентов с
суммы,       превышающей        240 среднемесячных          минимальных заработных плат

3. От    600     среднемесячных  минимальных заработных плат + 1 руб.  до   840   среднемесячных минимальных заработных плат   

75,6 среднемесячной     минимальной заработной  платы  + 20 процентов с
суммы,       превышающей        600 среднемесячных          минимальных заработных плат

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.