Рефераты. Страхование как вид финансовой деятельности

Коммерческий сектор страхования  представлен страховыми акционерными обществами открытого и закрытого типов, а также товариществами с ограниченной ответственностью. В России около 3000 страховщиков имеют лицензии на проведение операций страхования, однако только 10% из них обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их финансовых возможностей, поиска дополнительных источников привлечения средств.

Среди новых  организационных структур можно выделить концерны и консорциумы.

Концерны – объединения предприятий, включающих страховое общество. Среди таких обществ выделяют:

-         кэптив – акционерная страховая компания, обслуживающая целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов, входящих в структуру многопрофильных концернов или крупных ФПГ. В РФ пример – «Лукойл», функционирующий в составе одноименной нефтяной компании.

-         хозяйственная ассоциация – договорное объединение предприятий и страховых компаний (например, ведомственные объединения: агропромышленные объединения, военно-страховые компании).

Консорциумы – это временные договорные объединения производственных предприятия и страховых компаний для решения конкретной задачи, например, реализации крупного проекта или целевой программы (освоение нефтеносных шельфов на Сахалине, в Белом и Каспийском морях).

1.4. Современное состояние страхового рынка.

С 1988 г., со времени принятия Закона «О кооперации» прошло более 10 лет. Этот закон заложил основу ликвидации монополизма Госстраха СССР и начало развития страхового дела.

В 1990-1992 гг. наряду с системой государственного страхования начали функционировать страховые кооперативы[4]. Зарождение и становление страхового рынка в России проходило в сложных условиях инфляции, в обстановке сложных социально-экономических проблем. Развитие экономики России ставило проблему создания крупных  страховых предприятий. Это вызвано тем, что страхование по своей экономической сущности призвано обеспечить страховой защитой от многочисленных рисков в экономической деятельности общества, а также защитой жизни, здоровья конкретного человека. Кроме того, страхование должно быть источником формирования и использования временно свободных финансовых ресурсов страховых компаний для инвестирования их в экономику.

Современное состояние страхового рынка России можно определить с помощью следующих характеристик. Во – первых, это абсолютные показатели объемов страховой премии и страховых выплат, число страховых компаний, их совокупные активы и т.д., а также структура совокупной страховой премии (диаграмма 1).

В абсолютном выражении это будет выглядеть так: за 9 месяцев 1998г. российские страховщики собрали 27,68 млрд. руб. На долю личного страхования пришлось около 10,85 млрд. руб., страхования имущества юридических и физических лиц – 5,82 млрд. руб., страхования ответственности – 0,9 млрд. руб., обязательного страхования – 10,1 млрд. руб.

За указанный период общий объем выплат национальных страховых компаний по всем видам страхования составил 21,2 млрд. руб., из которых на долю личного страхования приходится 9,4 млрд. руб., страхования юридических и физических лиц – 2,39 млрд. По обязательным видам страхования выплаты составили 9,26 млрд. руб[5].

Совокупные страховые резервы российских страховщиков, предназначенные для исполнения предстоящих выплат и являющиеся инвестиционными ресурсами, в 1997 году оценивались в размере около 10 трлн. руб.

Важнейшим количественным показателем является число страховых компаний. Сегодня российский рынок характеризуется резким сокращением их числа. В 1996 году их было около 2000. По данным Департамента страхового надзора МФ РФ за 1997 год с рынка ушло более 500 отечественных страховых компаний, в первом полугодии 1998г. – еще 207, появилось же всего 200 новых. Число страховых компаний сокращается за счет мелких организаций, не располагающих достаточными ресурсами. На 1 января 1998г. официально зарегистрированных страховым надзором страховых организаций насчитывалось 2334 и 209 страховых брокеров. На 1 июля 1998г. в Государственном реестре числилось 2144 страховых организаций. Из них полугодовую отчетность представили 1470.

На 1 апреля 1998г. только 668 страховых компаний из их общего числа, или 27,5 имели уставный капитал свыше 1 млн. руб., размеры уставного капитала, соответствующего требованиям Федерального закона – только 150 компаний.

Получается, что подавляющее число страховых компаний должны были увеличить уставные капиталы в несколько раз.

Во-вторых, важное значение для оценки страхового рынка имеют относительные показатели. Прежде всего, это такой показатель, как отношение совокупной страховой премии к ВВП. В развитых странах доля совокупной страховой премии в ВВП составляет 8-10%. В России эта величина составляет около 1,5%, а по добровольным  видам страхования – менее 0,8%.

Если же говорить о расходах граждан на страхование, то австралийцы, к примеру, тратят на страхование около 10% своих доходов, американцы – более 15%. Россиянин в среднем тратит на добровольное страхование около 50 руб. в год, то есть около 2 дол. США. В развитых странах этот показатель составляет  от 500 до 2500 долл. (табл. 1).

Говоря о качественных параметрах страхового рынка, хочется отметить следующее.

Известно: в рыночной системе хозяйствующие субъекты сами решают основные вопросы: что, для кого и как производить. При этом любой субъект хозяйствования сам отвечает за сохранность своего имущества и организует бизнес на свой страх и риск. Рыночному способу ведения хозяйства соответствует и рыночная система защиты интересов предпринимателя.

Любой вид предпринимательской деятельности всегда связан с непредвиденными обстоятельствами, которые могут привести к авариям и катастрофам. По мере развития производства непрерывно растет доля затрат на обеспечение его безопасности и достижения приемлемого уровня риска. Однако при этом всегда имеется остаточный риск взрыва, пожара, гибели имущества, неполучения прибыли, наносящих убытки предприятию и нарушающих его производственный цикл. При этом убытки предприятия связаны не только с потерей имущества, сырья  и материалов. Для восстановления производства необходимы дополнительные транспортные расходы, появляются затраты, связанные с перерывом в работе, возникают убытки из-за нарушения деловых взаимоотношений.

Складывающаяся десятилетиями практика не могла не отразиться в сознании многих руководителей предприятий , которые и сегодня , организуя свой бизнес, уделяют недостаточно внимания вопросам страхования. Отсюда неслучайно, что только  около 10% хозяйствующих субъектов застраховано, хотя, по данным МЧС, ущерб в 1996г. в результате природных и техногенных катастроф составил около 80 трлн. руб. В этом же году произошло около 151 тыс. пожаров, при этом материальный ущерб достиг 1 трлн. руб.

Во-вторых, сегодня российские страховщики предоставляют клиентам не более 30-40% страховых продуктов, в то время как в развитых странах перечень  страховых услуг насчитывает более 300 разнообразных видов.

В-третьих, совершенно неразвитой является и инфраструктура страхового рынка, включающая в себя страховых брокеров и агентов, сюрвейерские фирмы, оценщиков, экспертов, актуариев, систему подготовки страховых кадров и т.д.

В-четвертых, в развитии рынка наблюдается большая диспропорция по регионам. Из 1893 учтенных Госкомстатом России за 1997 г. страховых организаций, осуществляющих страховую деятельность, в Москве работали 492, или 26% от их общего числа. Страховыми компаниями Москвы за прошедший год собрано по всем видам страхования  16 трлн. руб., или 44% суммарной страховой премии в целом по России.

К районам с относительно развитым страхованием можно отнести также Санкт-Петербург, Кемеровскую, Свердловскую, Тюменскую и Московскую области, Татарию и Краснодарский край. В целом на крупные центры приходится более 60% совокупной страховой премии[6].

В Дальневосточном же регионе страховую деятельность осуществляли всего 83 страховые организации, а сумма собранной ими премии составила 1 трлн. 248,3 млрд. руб., или 3,4%.

В-пятых, на состояние страхового рынка негативное влияние оказывают: нестабильность финансово-экономической  и социально-политической ситуации в стране, отсутствие четкой государственной политики в области страхования; российский менталитет («авось») и, как производное, отсутствие привычки страховаться у большинства населения и т.д.

1.5. Сущность и роль конкуренции на страховом рынке.

Конкуренция в страховании – это соперничество страховых компаний за привлечение страхователей, выгодное инвестирование накопленных денежных средств страховых фондов с целью достижения высоких конечных результатов.

Конкуренция – это непременная предпосылка развития страхового дела, расширения страховых услуг и повышения их качества. Конкуренция – это неотъемлемая часть развитого страхового рынка в условиях рыночной экономики.

Базирующаяся на основе стоимости и конкуренции рыночная экономика по своей природе должна отторгать монополизм. Не имеющий конкурентов страховщик стремится реализовать прежде всего свои экономические интересы, а не интересы страхователей.

В странах с развитой экономикой безопасной в отношении монополизации считается такая  ситуация, при которой в отрасли действует 10 и более конкурентов, причем доля одного (крупнейшего) не должна превышать 31% от общего объема продаж страховых услуг, двух – 44%, трех – 54% и четырех – 64%. При нарушении этого государство вводит экономические санкции[7].

Конкуренция возникает на основе преодоления  монополии государства в проведении страхования. Но это не означает ликвидации государственных страховых организаций, но они не должны утверждать себя с равноправном соперничестве с АО, корпоративными обществами и ОВС. Именно при таких условиях конкуренция более действенная, так как у страхователей должна быть возможность выбора.

Конкуренция относится к проведению добровольных видов страхования. Она предполагает создание страхователям возможностей для заключения договоров имущественного и личного страхования на условиях, наиболее полно отвечающих их интересам.

Конкуренция побуждает страховые компании разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент услуг, ориентированных на интересы конкретных социально-экономических групп населения, а также предприятий, базирующихся на различных формах собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.