Рефераты. Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка

- принцип вариантности стратегически решений, свидетельствующий о том, что может быть несколько вариантов (путей, направлений) достижения цели. Причем в зависимости от объективно складывающейся внешней ситуации возможен и целесообразен переход от одного варианта к другому. Поэтому реализация этого принципа всегда предполагает наличие в стратегических программах нескольких возможных наиболее приемлемых вариантов;

- принцип вероятности результатов предусматривающий «мягкость», интервальность прогнозных параметров стратегических решений, образующих область допустимых значений поэтапных целевых результатов.

Необходимо отметить, что указанные принципы стратегического управления не имеют приоритетов и все одинаково важны». [6]

Стратегическое управление – это управление в социально-экономических системах, имеющее ряд таких сторон как функциональную, процессную и элементную.

Функциональный разрез служит для содержательного понимания того, как действует система, каков механизм определения и обеспечения реализации целей. Объектами изучения выступают виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления и т.п., а также результаты деятельности организации, зависимость их от факторов воздействия внешней и внутренней среды. Процессный разрез необходим для понимания того, как формируется и действует технология управления. Объектами изучения выступают: стадии процесса управления, его этапы, их последовательность, затраты и т.п. Элементный разрез необходим для определения роли и значения каждого элемента в управлении, исследования внутреннего строения системы. Объектами изучения здесь выступают организация труда работников, стиль управления, техническая оснащенность, информационная система, работа с кадрами и т.п.

Стратегическое управление как прогнозное представление возможных изменений социальных систем не может дать точной и идеальной картины в будущем, поэтому в целом это не функциональная, а сугубо творческая коллективная мысль, обеспечивающая системное изменение организованной жизнедеятельности во взаимосвязи с динамикой социума.







































2.    Стратегии зрелых и переживающих упадок фирм

 

Фирмы, как и товар, имеют свой жизненный цикл (см. рис. 2.1), в котором выделяются стадии зарождения фирмы, ее роста, зрелости и спада. В первые годы изменения в фирме (инновации) осуществляются динамично, жизненный цикл товаров короток. По мере развития скорость инноваций уменьшается, а рост поддерживается увеличением доли рынка.

С достижением зрелости темпы роста рынка уменьшаются, конкуренция возрастает, а прибыльность падает.

«Исходя из модели жизненного цикла, все отрасли можно разделить на три группы: инновационные, или развивающиеся, зрелые и отрасли переживающие спад. Предприятия в этих отраслях имеют схожие стратегии, несмотря на то что могут производить совершенно разные товары. При разработке стратегии перед предприятием любой отрасли встают такие проблемы:

- определить, на какой стадии жизненного цикла находится отрасль в данный момент;

- установить, можно ли что-то предпринять, чтобы замедлить спад или ускорить подъем. Например, использовать патенты, монопольные соглашения или обратиться за помощью к государству.

В разных странах одни и те же отрасли могут находиться на различных стадиях жизненного цикла, эти различия определяются состоянием и динамикой местного рынка. Например, производство автомобилей в США и Японии можно отнести к зрелым отраслям, в то же время в восточноевропейских странах автомобильная отрасль переживает стадию роста. Жизненный цикл отрасли может меняться под воздействием спроса, развития конкуренции, появления и распространения новых знаний (новые технологии производства, новые товары-заменители, новые потребности), изменения отраслевого окружения». [4]


Отраслевые

продажи

 

Время

 
 














Рис. 2.1 Кривая отраслевого роста.

2.1  Стратегия фирм, переживающих период промышленной зрелости

 

Характеристики зрелых отраслей представлены на рис. 2.2. На стадии зрелости находятся очень разные отрасли: транспорт, строительство, машиностроение, судостроение и т.д. «М. Портер отмечает следующие особенности зрелых отраслей.

1.                            Замедление роста отрасли означает обострение конкуренции предприятий за долю рынка.

2.                            Фирмы в отрасли повторно продают товар опытным, уже приобретавшим товар покупателям.

3.                            Большой акцент в конкуренции придается уровню издержек и сервиса (обслуживания) покупателей.

4.                            Считается, что пройдена высшая точка роста численности персонала и производственных мощностей отрасли.

5.                            Методы исследований, производства, маркетинга, распределения и сбыта часто подвергаются изменениям.

6.                            В зрелых отраслях труднее находить новые товары и сферы применения существующих (модифицированных) товаров.

7.                            Усиливается международная конкуренция.

8.                            Отраслевая прибыль в переходный период часто падает, иногда переменно, иногда постоянно.

9.                            Дилерские скидки (наценки) уменьшаются, но их влияние на взаимоотношения производителя со своими дилерами увеличивается.

Дилеммой предприятий зрелых отраслей является выбор среди базовых стратегий: низких издержек (лидерство в издержках), дифференциации продукции или фокусирования. <…>

Оживить развитие зрелых отраслей можно с помощью внедрения новшеств или использования новых смелых стратегий (рис. 2.3). Например, рынок домашней аудиотехники в 1980-е годы оценивался как зрелый и даже вступающий в полосу спада, однако организация производства компакт-дисков позволила оживить данный рынок. Перспективными является поиск новых сфер использования старых или модифицированных продуктов, как, например, организация производства небольших переносных холодильников. Оживить рынок можно с помощью маркетинговых мероприятий (например, использования новых форм и каналов сбыта, новой оригинальной рекламы) или новой ценовой политики. Развитие сетевого маркетинга по типу сбыта компании Herbalife позволило, например, внести оживление на рынок косметики. Другим способом оживления рынка является помощь правительства, которое может изменить «правила игры», снизив налоги или предоставив налоговые каникулы, изменив нормы амортизации, введя высокие (запретительные) таможенные тарифы и т.д.» [4]



Основные условия

 

Отраслевая структура

 

Конкуренция

 
 









































Рис. 2.2. Характеристики фирм зрелых отраслей.

 

 

 

 

              Новые рынки                                               

Зрелый рынок

 
              Новые/модернизированные продукты

              Маркетинговые мероприятия

              Правительственная поддержка                 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.