Рефераты. Стратегическое планирование в муниципальном управлении

Сильные стороны сообщества - это те ценности или факторы, которые обеспечивают сообществу сравнительные преимущества и делают его привлекательным. Это его внутренние особенности, определяющие его лицо. Примерами сильных сторон могут служить географическая близость к вузам, большие льготы на проезд на транспорте, высокие заработки или наличие квалифицированной рабочей силы. Сильные стороны могут далее подразделяться на главные и ограниченные ценности.

Главные ценности - это те качества, которые составляют основу конкурентоспособного преимущества сообщества, например наличие порта. Это характеристики, которые сообществу не придется менять, но которые оно хочет довести до сведения экономических агентов.

Ограниченные ценности - это потенциально сильные стороны, которые могут потребовать небольших общественных затрат для получения конкурентоспособного преимущества; таков, например, свободный участок, расположенный в удобном месте.

Слабые стороны - это те факторы или тенденции, которые создают препятствия на пути экономического развития. Они могут проявиться в социальных, физических, финансовых, регламентных, операционных или иных формах. К их числу относятся ограниченный доступ к капиталу, рабочая сила низкой квалификации, неразветвленная инфраструктура, высокая преступность и т.д. Одни из них поддаются исправлению в короткие сроки (3-5лет), другие трудноисправимы. Ответ на местном уровне может состоять в принятии конкретных мер по налаживанию сотрудничества между местной администрацией и предпринимателями зоны.

Сильные и слабые стороны - это внутренние факторы сообщества, или эндогенные факторы.

Возможности и угрозы - это внешние факторы сообщества, т.е. экзогенные факторы. Возможность - внешний фактор, который способствует более быстрому наращиванию сравнительных преимуществ. Угрозы - это неблагоприятные тенденции или внешние по отношению к экономике явления, ведущие к снижению конкурентоспособности зоны.

Один и тот же внешний фактор, например технологическое новшество, может благоприятствовать одному сообществу, но представлять угрозу для другого. Как бы то ни было, модификация внешних условий представляет благо или угрозу в зависимости, прежде всего, от местных условий сообщества.

Приведем еще несколько примеров воздействия экзогенных факторов:

• изменения в регулировании, например кризис в банковской системе или защита окружающей среды;

• действия других правительственных органов, например крупные капиталовложения или изменения в системе налогов;

• тенденции в области экспорта/импорта, например, заключение соглашений о свободном обмене;

• изменения в промышленных секторах, например рост сферы услуг или появление высокотехнологичных производств;

• социальные и политические изменения, например вступление в ЕС или политические неурядицы;

• демографические тенденции - процесс старения населения или изменение положения классов - и новации в области технологии, такие, как автоматизация производства или Интернет.

Оценка внешних факторов - одна из отличительных характеристик стратегического планирования, она должна распространяться не только на региональный и национальный уровни, но и на международное сообщество. Как правило, события, происходящие в этой сфере, выходят за рамки местного контроля, но последствия их влияния на местные сообщества оказываются законной заботой последних.

Как только органы местного самоуправления и местные сообщества осознают свои сильные и слабые стороны и своевременность тех или иных действий, они могут пользоваться этим знанием, определяя задачи своего экономического развития и выбирая стратегии для осуществления этих задач.

В данных рамках формируются следующие требования к размещению предприятий:

• промышленные кусты располагаются там, где имеется соответствующая инфраструктура, синергия и т.п.;

• специализация и определение приоритетов, т.е. сильные и слабые стороны отраслей, и многообразие в деталях;

• позиция органов местного самоуправления, благоприятствующая экономике;

• экономически благоприятный сервис городской администрации (предприниматель-король, гражданин-король);

• отношение жителей города или региона к промышленности и экономическому росту;

• качество жизни и имидж места расположения (надежность);

• размер налоговой и платежной выручки;

• затраты на охрану окружающей среды;

• квалифицированные кадры;

• финансовые стимулы;

• производственные и административные площадки по приемлемым ценам.

На основании вышеперечисленных характеристик формируются требования к маркетингу муниципального образования:

• сосредоточение на основных преимуществах расположения;

• выделение уникальных преимуществ в конкуренции города и окружающей территории.

К сильным сторонам следует отнести:

• положение от центра;

• физические размеры;

• историческое значение города, обеспечивающее высокую эмоциональную нагрузку;

• культуру и искусство;

• образовательные возможности;

• научно-исследовательскую деятельность;

• привлекательность окружающей среды;

• территориальный потенциал для предпринимательства и проживания;

• предпринимательские возможности для инвесторов.

К слабым сторонам относятся:

• значение в качестве экономического центра;

• значение в качестве места размещения промышленности;

• транспортная инфраструктура;

• отсутствие административного центра;

• отсутствие административных структур;

• возрастная структура населения;

• социальная структура населения и наличие социальной напряженности.

Вызовы, которые может бросить орган местного самоуправления кризису, связаны с:

• исчерпанностью потенциала промышленного, экономического центра;

• возможностью предоставлять дифференцированные услуги;

• осуществлением реформы управления, связанной с глубокими изменениями существующих организаций и структур;

• переходом к решению комплексных и многообразных задач.

Риски муниципального стимулирования экономики можно свести к:

• неудаче в реформе управления, если отсутствует мужество в ее проведении;

• неверной расстановке приоритетов при отсутствии единства по основным направлениям/ главным целям на политическом уровне;

• инертности муниципальной политики и управления;

• финансово-бюджетной неразберихе;

• растущей безработице;

• наличию национальных конфликтов и предубеждению к иностранцам.

Оценка существующего положения муниципального образования может быть дифференцирована на жесткие и мягкие факторы.

К жестким факторам размещения относятся:

• развитость экономического пространства;

• географическое положение, место размещения для промышленности, торговли, промыслов;

• потенциал рынка;

• структура населения;

• квалифицированная рабочая сила, большой резервуар рабочей силы, потенциал квалифицированной рабочей силы;

• накладные расходы на заработную плату;

• международные связи - партнерство городов;

• научно-исследовательские учреждения;

• учебные заведения;

• экономические и исследовательские парки;

• инновационные центры;

• наличие свободных административных площадей;

• место для проведения конгрессов и выставок-ярмарок;

• финансовый центр;

• размещение средств массовой информации;

• наличие региональных и федеральных ведомств;

• возможности поддержки инвесторов;

• сервис поддержки экономического развития;

• рынок труда (количество и качество рабочей силы);

• транспортная привязка;

• участки (количество и качество предлагаемых площадей);

• транспортные издержки (рынок закупки и сбыта);

• близость к рынку сбыта в целом;

• близость к поставщикам в целом;

• отраслевые контакты;

• местные налоги, сборы, пошлины;

• обязательства по охране окружающей среды;

• финансовое стимулирование посредством:

- дотаций для капитальных вложений;

- амортизационных отчислений специального назначения;

- кредитов;

- гарантии;

- скидок с цены, оплаты в рассрочку при покупке участков;

- отсрочки уплаты налогов;

- льготных тарифов на снабжение и удаление отходов;

• близость к предприятиям других отраслей;

• важные для производства частные услуги, например техобслуживание, ремонт, аудит, консалтинг, юридические услуги, проектирование и т.д.;

• важные для предприятия частные услуги (офисное обслуживание, пересылка корреспонденции, консультирование по налогообложению, экономическое консультирование);

• инфраструктура:

- снабжение;

- удаление отходов;

- привязка к межрегиональным транспортным связям;

- привязка к железнодорожным линиям, автодорогам, авиаперевозкам;

- готовые производственные сооружения;

Мягкие факторы включают:

• культурные и музыкальные учреждения и мероприятия;

• возможности организации досуга и спорта;

• общественное питание;

• привлекательность окрестностей;

• наличие торговых учреждений;

• медицинское обслуживание;

• условия и возможности интеграции иностранцев;

• климатические условия;

• экономический климат региона;

• климат в муниципальном хозяйстве;

• имидж города;

• имидж возможного места расположения предприятия;

• жилье и его окружение;

• качество окружающей среды;

• школьное дело;

• возможности для совершения покупок;

• административные структуры;

• частные бытовые услуги.

Таким образом, по этому достаточно простому перечню характеристик условий для муниципального экономического развития, мы видим, что экономический рост не сводится к строительству и запуску новых производственных мощностей. Он рассматривается значительно шире.

Исходя их приведенной оценочной логики, инвестор определяет свои риски и предпочтения. Уровень самоуправления и самоорганизации населения играет в этом выборе ключевую роль.

Этап 2. Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий


Определение целей местного экономического развития самым тесным образом связано с социокультурным контекстом, теми ценностями, на которые ориентируются различные местные сообщества, и ценностями, которые приняты ими как общие.

Постановка целей местного развития является для руководителей органов местного самоуправления и местных сообществ в странах с переходной экономикой достаточно новым и сложным делом, прежде всего исходя из необходимости согласовывать цели органов местного самоуправления с целями субъектов местного развития.

В целях должны быть сосредоточены общая концепция и желаемый результат процесса экономического развития. Они должны служить ориентиром и задавать направление развитию релевантных стратегий, а также проектов и программ экономического развития.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.