Сильные стороны сообщества - это те ценности или факторы, которые обеспечивают сообществу сравнительные преимущества и делают его привлекательным. Это его внутренние особенности, определяющие его лицо. Примерами сильных сторон могут служить географическая близость к вузам, большие льготы на проезд на транспорте, высокие заработки или наличие квалифицированной рабочей силы. Сильные стороны могут далее подразделяться на главные и ограниченные ценности.
Главные ценности - это те качества, которые составляют основу конкурентоспособного преимущества сообщества, например наличие порта. Это характеристики, которые сообществу не придется менять, но которые оно хочет довести до сведения экономических агентов.
Ограниченные ценности - это потенциально сильные стороны, которые могут потребовать небольших общественных затрат для получения конкурентоспособного преимущества; таков, например, свободный участок, расположенный в удобном месте.
Слабые стороны - это те факторы или тенденции, которые создают препятствия на пути экономического развития. Они могут проявиться в социальных, физических, финансовых, регламентных, операционных или иных формах. К их числу относятся ограниченный доступ к капиталу, рабочая сила низкой квалификации, неразветвленная инфраструктура, высокая преступность и т.д. Одни из них поддаются исправлению в короткие сроки (3-5лет), другие трудноисправимы. Ответ на местном уровне может состоять в принятии конкретных мер по налаживанию сотрудничества между местной администрацией и предпринимателями зоны.
Сильные и слабые стороны - это внутренние факторы сообщества, или эндогенные факторы.
Возможности и угрозы - это внешние факторы сообщества, т.е. экзогенные факторы. Возможность - внешний фактор, который способствует более быстрому наращиванию сравнительных преимуществ. Угрозы - это неблагоприятные тенденции или внешние по отношению к экономике явления, ведущие к снижению конкурентоспособности зоны.
Один и тот же внешний фактор, например технологическое новшество, может благоприятствовать одному сообществу, но представлять угрозу для другого. Как бы то ни было, модификация внешних условий представляет благо или угрозу в зависимости, прежде всего, от местных условий сообщества.
Приведем еще несколько примеров воздействия экзогенных факторов:
• изменения в регулировании, например кризис в банковской системе или защита окружающей среды;
• действия других правительственных органов, например крупные капиталовложения или изменения в системе налогов;
• тенденции в области экспорта/импорта, например, заключение соглашений о свободном обмене;
• изменения в промышленных секторах, например рост сферы услуг или появление высокотехнологичных производств;
• социальные и политические изменения, например вступление в ЕС или политические неурядицы;
• демографические тенденции - процесс старения населения или изменение положения классов - и новации в области технологии, такие, как автоматизация производства или Интернет.
Оценка внешних факторов - одна из отличительных характеристик стратегического планирования, она должна распространяться не только на региональный и национальный уровни, но и на международное сообщество. Как правило, события, происходящие в этой сфере, выходят за рамки местного контроля, но последствия их влияния на местные сообщества оказываются законной заботой последних.
Как только органы местного самоуправления и местные сообщества осознают свои сильные и слабые стороны и своевременность тех или иных действий, они могут пользоваться этим знанием, определяя задачи своего экономического развития и выбирая стратегии для осуществления этих задач.
В данных рамках формируются следующие требования к размещению предприятий:
• промышленные кусты располагаются там, где имеется соответствующая инфраструктура, синергия и т.п.;
• специализация и определение приоритетов, т.е. сильные и слабые стороны отраслей, и многообразие в деталях;
• позиция органов местного самоуправления, благоприятствующая экономике;
• экономически благоприятный сервис городской администрации (предприниматель-король, гражданин-король);
• отношение жителей города или региона к промышленности и экономическому росту;
• качество жизни и имидж места расположения (надежность);
• размер налоговой и платежной выручки;
• затраты на охрану окружающей среды;
• квалифицированные кадры;
• финансовые стимулы;
• производственные и административные площадки по приемлемым ценам.
На основании вышеперечисленных характеристик формируются требования к маркетингу муниципального образования:
• сосредоточение на основных преимуществах расположения;
• выделение уникальных преимуществ в конкуренции города и окружающей территории.
К сильным сторонам следует отнести:
• положение от центра;
• физические размеры;
• историческое значение города, обеспечивающее высокую эмоциональную нагрузку;
• культуру и искусство;
• образовательные возможности;
• научно-исследовательскую деятельность;
• привлекательность окружающей среды;
• территориальный потенциал для предпринимательства и проживания;
• предпринимательские возможности для инвесторов.
К слабым сторонам относятся:
• значение в качестве экономического центра;
• значение в качестве места размещения промышленности;
• транспортная инфраструктура;
• отсутствие административного центра;
• отсутствие административных структур;
• возрастная структура населения;
• социальная структура населения и наличие социальной напряженности.
Вызовы, которые может бросить орган местного самоуправления кризису, связаны с:
• исчерпанностью потенциала промышленного, экономического центра;
• возможностью предоставлять дифференцированные услуги;
• осуществлением реформы управления, связанной с глубокими изменениями существующих организаций и структур;
• переходом к решению комплексных и многообразных задач.
Риски муниципального стимулирования экономики можно свести к:
• неудаче в реформе управления, если отсутствует мужество в ее проведении;
• неверной расстановке приоритетов при отсутствии единства по основным направлениям/ главным целям на политическом уровне;
• инертности муниципальной политики и управления;
• финансово-бюджетной неразберихе;
• растущей безработице;
• наличию национальных конфликтов и предубеждению к иностранцам.
Оценка существующего положения муниципального образования может быть дифференцирована на жесткие и мягкие факторы.
К жестким факторам размещения относятся:
• развитость экономического пространства;
• географическое положение, место размещения для промышленности, торговли, промыслов;
• потенциал рынка;
• структура населения;
• квалифицированная рабочая сила, большой резервуар рабочей силы, потенциал квалифицированной рабочей силы;
• накладные расходы на заработную плату;
• международные связи - партнерство городов;
• научно-исследовательские учреждения;
• учебные заведения;
• экономические и исследовательские парки;
• инновационные центры;
• наличие свободных административных площадей;
• место для проведения конгрессов и выставок-ярмарок;
• финансовый центр;
• размещение средств массовой информации;
• наличие региональных и федеральных ведомств;
• возможности поддержки инвесторов;
• сервис поддержки экономического развития;
• рынок труда (количество и качество рабочей силы);
• транспортная привязка;
• участки (количество и качество предлагаемых площадей);
• транспортные издержки (рынок закупки и сбыта);
• близость к рынку сбыта в целом;
• близость к поставщикам в целом;
• отраслевые контакты;
• местные налоги, сборы, пошлины;
• обязательства по охране окружающей среды;
• финансовое стимулирование посредством:
- дотаций для капитальных вложений;
- амортизационных отчислений специального назначения;
- кредитов;
- гарантии;
- скидок с цены, оплаты в рассрочку при покупке участков;
- отсрочки уплаты налогов;
- льготных тарифов на снабжение и удаление отходов;
• близость к предприятиям других отраслей;
• важные для производства частные услуги, например техобслуживание, ремонт, аудит, консалтинг, юридические услуги, проектирование и т.д.;
• важные для предприятия частные услуги (офисное обслуживание, пересылка корреспонденции, консультирование по налогообложению, экономическое консультирование);
• инфраструктура:
- снабжение;
- удаление отходов;
- привязка к межрегиональным транспортным связям;
- привязка к железнодорожным линиям, автодорогам, авиаперевозкам;
- готовые производственные сооружения;
Мягкие факторы включают:
• культурные и музыкальные учреждения и мероприятия;
• возможности организации досуга и спорта;
• общественное питание;
• привлекательность окрестностей;
• наличие торговых учреждений;
• медицинское обслуживание;
• условия и возможности интеграции иностранцев;
• климатические условия;
• экономический климат региона;
• климат в муниципальном хозяйстве;
• имидж города;
• имидж возможного места расположения предприятия;
• жилье и его окружение;
• качество окружающей среды;
• школьное дело;
• возможности для совершения покупок;
• административные структуры;
• частные бытовые услуги.
Таким образом, по этому достаточно простому перечню характеристик условий для муниципального экономического развития, мы видим, что экономический рост не сводится к строительству и запуску новых производственных мощностей. Он рассматривается значительно шире.
Исходя их приведенной оценочной логики, инвестор определяет свои риски и предпочтения. Уровень самоуправления и самоорганизации населения играет в этом выборе ключевую роль.
Этап 2. Формулировка реалистичных целей, задач и стратегий
Определение целей местного экономического развития самым тесным образом связано с социокультурным контекстом, теми ценностями, на которые ориентируются различные местные сообщества, и ценностями, которые приняты ими как общие.
Постановка целей местного развития является для руководителей органов местного самоуправления и местных сообществ в странах с переходной экономикой достаточно новым и сложным делом, прежде всего исходя из необходимости согласовывать цели органов местного самоуправления с целями субъектов местного развития.
В целях должны быть сосредоточены общая концепция и желаемый результат процесса экономического развития. Они должны служить ориентиром и задавать направление развитию релевантных стратегий, а также проектов и программ экономического развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6