Рефераты. Статистический учет экспорта нефти в 1998-2002 гг.

Однако благоприятная ценовая конъюнктура привела к значительному возрастанию экспорта черного золота из России. Причем рост вывоза нефти превысил рост добычи. Экспорт нефти из России (включая транзит азербайджанской и казахстанской нефти, а также экспорт нефти, минующей систему магистральных трубопроводов) вырос в 2000 году  до 144,2 млн. тонн со 132,9 млн. тонн в 1999 году (рост на 11,3%).  Лидерами по объемам экспорта стали, как и в 1999 году, компании ТНК (увеличили показатели добычи на 42,4%), "Лукойл" (16,5%), "Юкос" (10,8%), "Сургутнефтегаз" (8,1%) и "Татнефть" (1,1%). В сумме они обеспечили 72 % российского экспорта.

Основной вывод – мировая конъюнктура 1999-2000 гг. была благоприятной для российских экспортеров нефти. Колебания цен определялись, как политикой экспортеров, так и ситуацией с потреблением энергоресурсов в основных странах-потребителях. Для России ситуацию на рынке энергоресурсов в 1999-2000 гг. можно признать вполне удачной, что и сказалось на макроэкономических показателях страны.

Важным стимулом для роста добычи в 2000 г. были очень высокие цены на нефть, державшиеся практически в течение всего года. Нефтедобывающие предприятия стремились произвести как можно больше нефти сверх обязательных заданий и экспортировать.

С 16 января 2001 года  увеличены экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, вывозимые с территории России за пределы государств-членов Таможенного союза (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Новая ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть выросла с 34 до 48 евро за тонну, на дизельное топливо - с 32 до 39 евро за тонну, мазут - с 27 до 31 евро за тонну. Это стало основным сдерживающим фактором для экспортеров топлива.

Попытки правительства ограничить экспорт привели к затовариванию внутреннего рынка нефтепродуктов и заставили правительство увеличить объем экспорта в первом квартале 2001 г. на 3 млн. т против намеченного.

Столь резкое изменение ситуации на рынке не могло не сказаться на экономике стран-потребителей нефти. форума настаивали на увеличении добычи странами ОПЕК до 2-2,5 млн баррелей в сутки. В результате острых дебатов нефтяной картель принял решение о повышении с 1 апреля 2000 г. суммарных квот добычи на 7,5% (до уровня марта 1999 г. - 24,692 млн баррелей в сутки).

А что же рынок? Он отреагировал немедленно. Наметившаяся еще до начала конференции плавная траектория снижения цен после ее завершения буквально "сорвалась в штопор".

Изменение конъюнктуры на мировом  рынке нефти привело к существенному падению мировой цены и,  соответственно, цены экспортируемой Россией нефти. К середине марта 2001 г. мировые цены на нефть заметно упали, хотя и не достигли предкризисного уровня. В частности, цена российской нефти «Urals» сократилась до критических показателей. Если в  I квартале 2001 г. стоимость экспортной смеси «Urals» составила в среднем 26,6 доллара за баррель  (194 долларов за тонну), то во II квартале 2001 г. она составляла уже меньше 19 долларов (139 долларов за тонну). Объясняется это, в частности,  тем, что после окончания отопительного сезона в большинстве индустриально развитых стран спрос на нефть существенно снижается. В этих условиях нефтеэкспортеры оперативно отреагировали снижением нефтедобычи.

По итогам мартовской встречи стран – экспортеров нефти, было решено сократить с 1 апреля 2001 г. поставки нефти на мировые рынки на 4% или на 1 млн. баррелей в сутки. ОПЕК пытается таким путем предотвратить снижение спроса на энергоносители из-за спада в экономике США и Японии, а также сезонного изменения конъюнктуры цен. Представители России присутствовали на очередной встрече стран ОПЕК в качестве наблюдателей. Однако Россия в силу ее внутриэкономических причин не полностью солидаризируется с мерами ОПЕК, хотя именно они дают ей шанс на сохранение запланированных бюджетных доходов. Россия поддерживает ОПЕК идеологически, но не может провести адекватное сокращение добычи из-за жесткой привязки госбюджета к объему доходов от экспорта нефти. В этом и заключается основная специфика российского нефтяного комплекса на фоне общемировых тенденций.

Основным лейтмотивом сентября 2001 г. в нефтегазовой отрасли, несомненно, стало изменение мировых цен на нефть. Сразу же после трагических событий в США последовал резкий скачок вниз этих цен, который, однако, был кратковременным. Мировые финансовые и товарные рынки пришли в состояние неустойчивости с явной тенденцией к спаду. Естественно, что нефть была товаром, испытавшим одно из сильнейших снижений спроса, поскольку одним из главных его потребителей были США, понесшие большие экономические потери. Обвал цен, который достиг 30%, мог бы быть еще больше, если бы не эскалация напряженности на Ближнем Востоке, угрожавшая катастрофическими перерывами в поставках и заставлявшая соответствующим образом реагировать нефтяные биржи. Последовавшие затем ожидания спада в мировой экономике, прежде всего – в США, повлекли за собой еще более значительное снижение мировых цен на нефть до рекордно низкой для последних двух лет отметки. Российская нефть «Urals», к примеру, подешевела до 20 долл. за баррель. Эта тенденция сохранялась в течение месяца, и только в последних числах сентября нефтяные цены начали медленно повышаться.

В 2001 г. на долю НК приходилось 15% товарной продукции российской промышленности, 52,3% экспортных поступлений, около трети всех поступлений налогов и сборов в консолидированный и до 45% - в федеральный бюджет России.

Россия заняла второе место в мире по экспорту нефти, уступив Саудовской Аравии, и третье по добыче, пропустив вперед также и США. В 2001 г. Россия в среднем добывала 7,2 млн баррелей в сутки (Саудовская Аравия – 8,84 млн., США – 8,08), экспортируя 4,74 млн. (Саудовская Аравия–7,43).                                                                                                                                      

По данным Госкомстата РФ в 2001 году объем экспорта нефти составил 159,8 млн. тонн (т.е. вырос на 10,8% по сравнению с прошлым). В декабре на экспорт поставлено 13,0 млн. т нефти, на 8% больше, чем год назад. В целом за год, экспорт увеличился на 11% по сравнению с предыдущим 2000 г. и составил 159.809 тыс. т. В том числе в страны Дальнего зарубежья и страны Балтии экспорт составил 136.837 тыс. т (85,6% от общего объема), государства СНГ – 22. 972 тыс. т (14,4%).

Экспорт нефтерподуктов в 2001 г. составил 41.408 тыс. т (26%), то есть уменьшился на 1.046 тыс. т (2,5%) по сравнению с 2000 г. (42.454 тыс. т).  Это во многом объясняется тем, что для поставок нефтепродуктов в страны Западной Европы (а именно они являются основными потребителями нефтепродуктов, поставляемых на экспорт) необходимо соответствие их качества европейским стандартам, недавно вступившим в действие.

В структуре перевозок экспортируемой нефти лидирующую позицию занимают поставки по нефтепроводу «Дружба» (53%).

Экспорт нефти из России и транзит из стран СНГ через морские порты  сократится. Согласно портовым позиционным графикам, вывоз сырья через Новороссийск, Туапсе, Одессу и Вентспилс в декабре снизится на 568 тыс. т и составит 5,657 млн т. Поставки нефти через Новороссийск резко снизятся из-за неблагоприятных погодных условий в акватории порта. В целом экспорт через морские порты составил  45%, в том числе через Новороссийск – 51%, Вентспилс – 29%, Туапсе –9%, Одессу – 7%, СМП Приморск – 4%.


Диаграмма 31

Экспорт нефти и нефтепродуктов из России железнодорожным транспортом в 2001 г. увеличился на 1 млн т (2%) и составил 57 млн т. За прошедший год вывоз продуктов переработки по РЖД сократился на 771 тыс. т и составил 48,6 млн т, а нефтяные перевозки выросли на 1,85 млн т до 8,4 млн т. Здесь лидирующее место занимают эстонские терминалы. Перевозки на этом направлении увеличились почти на 2 млн т до 24,3 млн т, что составило около 43% суммарного экспорта нефти и нефтепродуктов из России по железной дороге. Для сравнения, транзит через Клайпеду упал на 40% и составил 1,5 млн. т, а поставки на латвийском направлении снизились на 6% до 7,9 млн. т. Из российских портов наибольший прирост железнодорожных поставок пришелся на Туапсе. Экспорт на этом направлении вырос на 760 тыс. т и достиг 3,65 млн. т. Перевозки экспортных нефтеналивных грузов до Новороссийска за прошедший год увеличились на 306 тыс. т до 2,35 млн. т, а до Калининграда - на 115 тыс. т до более 1 млн. т. После перерыва в несколько лет возобновился экспорт энергоносителей через порты Архангельск и Витино, составивший в 2001 г. 320 тыс. т и 150 тыс. т соответственно. Дальневосточные порты Находка и Владивосток повысили показатели перевалки нефтепродуктов соответственно на 240 тыс. т и 280 тыс. т. Экспорт через сухопутные пограничные переходы снизился из-за относительно высоких железнодорожных тарифов. Однако, доля перевозок ж/д транспортом по прежнему очень мала и составляет всего 2% от общего объема экспорта.

 
Таблица 21
Экспорт нефтепродуктов из России по железной дороге, тыс. т

2001 г.

± 2000 г.

Мазут

18441

484

Дизельное топливо

16879

100

Бензин, керосин, ТС

6073

-961

Газоконденсат и сжиженный газ

3732

448

Прочие нефтепродукты

3469

-841

ИТОГО

48594

-771


Экспорт нефти Россией в 2001 г. по компаниям ( млн т): ЮКОС – 22.7; Сургутнефтегаз – 16.2; ТНК – 14.7; Татнефть – 9.2; Сибнефть – 7.2; Роснефть – 5.5; Славнефть – 5.3; Башнефть – 4; Сиданко – 2.7; Газпром – 1.2; прочие – 13.5. (данные об экспорте Лукойла) отсутствуют.



Диаграмма 41

Тенденции снижения мировых цен на нефть, наметившиеся в конце 2001г., вновь возбудили интерес к перспективам России, ее экономике в меняющейся ситуации с мировыми ценами на нефть. В Европе появляется все больше сырья из государств, не входящих в ОПЕК (в первом квартале 2001 года увеличение экспорта составило 700 тыс. баррелей в сутки), причем лидерами поставок выступают как раз Россия и страны СНГ (500 тыс. баррелей в сутки). Уже тогда, в конце 2001г., нам приходилось прогнозировать возможное развитие событий на среднесрочную перспективу. Наиболее вероятными виделись три сценария.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.