Рефераты. Статистический учет экспорта нефти в 1998-2002 гг.
Однако благоприятная ценовая конъюнктура
привела к значительному возрастанию экспорта черного золота из России. Причем
рост вывоза нефти превысил рост добычи. Экспорт нефти из России (включая
транзит азербайджанской и казахстанской нефти, а также экспорт нефти, минующей
систему магистральных трубопроводов) вырос в 2000 году до 144,2 млн. тонн со
132,9 млн. тонн в 1999 году (рост на 11,3%). Лидерами по объемам экспорта стали,
как и в 1999 году, компании ТНК (увеличили показатели добычи на 42,4%),
"Лукойл" (16,5%), "Юкос" (10,8%),
"Сургутнефтегаз" (8,1%) и "Татнефть" (1,1%). В сумме они
обеспечили 72 % российского экспорта.
Основной вывод – мировая конъюнктура 1999-2000
гг. была благоприятной для российских экспортеров нефти. Колебания цен
определялись, как политикой экспортеров, так и ситуацией с потреблением
энергоресурсов в основных странах-потребителях. Для России ситуацию на рынке
энергоресурсов в 1999-2000 гг. можно признать вполне удачной, что и сказалось
на макроэкономических показателях страны.
Важным стимулом для роста добычи в 2000 г. были
очень высокие цены на нефть, державшиеся практически в течение всего года.
Нефтедобывающие предприятия стремились произвести как можно больше нефти сверх
обязательных заданий и экспортировать.
С 16 января 2001
года увеличены экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, вывозимые с
территории России за пределы государств-членов Таможенного союза (РФ,
Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Новая ставка вывозной таможенной
пошлины на сырую нефть выросла с 34 до 48 евро за тонну, на дизельное топливо -
с 32 до 39 евро за тонну, мазут - с 27 до 31 евро за тонну. Это
стало основным сдерживающим фактором для экспортеров топлива.
Попытки правительства ограничить экспорт
привели к затовариванию внутреннего рынка нефтепродуктов и заставили
правительство увеличить объем экспорта в первом квартале 2001 г. на 3 млн. т
против намеченного.
Столь резкое изменение ситуации на рынке не могло не
сказаться на экономике стран-потребителей нефти. форума настаивали на
увеличении добычи странами ОПЕК до 2-2,5 млн баррелей в сутки. В результате
острых дебатов нефтяной картель принял решение о повышении с 1 апреля 2000 г.
суммарных квот добычи на 7,5% (до уровня марта 1999 г. - 24,692 млн баррелей в
сутки).
А что же рынок? Он отреагировал немедленно.
Наметившаяся еще до начала конференции плавная траектория снижения цен после ее
завершения буквально "сорвалась в штопор".
Изменение конъюнктуры на мировом рынке нефти привело
к существенному падению мировой цены и, соответственно, цены экспортируемой
Россией нефти. К середине марта 2001 г. мировые цены на нефть заметно упали,
хотя и не достигли предкризисного уровня. В частности, цена российской нефти «Urals» сократилась до критических
показателей. Если в I квартале 2001 г. стоимость
экспортной смеси «Urals» составила в среднем 26,6 доллара за баррель (194
долларов за тонну), то во II
квартале 2001 г. она составляла уже меньше 19 долларов (139 долларов за тонну).
Объясняется это, в частности, тем, что после окончания отопительного сезона в
большинстве индустриально развитых стран спрос на нефть существенно снижается.
В этих условиях нефтеэкспортеры оперативно отреагировали снижением нефтедобычи.
По итогам мартовской встречи стран – экспортеров нефти,
было решено сократить с 1 апреля 2001 г. поставки нефти на мировые рынки на 4%
или на 1 млн. баррелей в сутки. ОПЕК пытается таким путем предотвратить
снижение спроса на энергоносители из-за спада в экономике США и Японии, а также
сезонного изменения конъюнктуры цен. Представители России присутствовали на
очередной встрече стран ОПЕК в качестве наблюдателей. Однако Россия в силу ее
внутриэкономических причин не полностью солидаризируется с мерами ОПЕК, хотя
именно они дают ей шанс на сохранение запланированных бюджетных доходов. Россия
поддерживает ОПЕК идеологически, но не может провести адекватное сокращение
добычи из-за жесткой привязки госбюджета к объему доходов от экспорта нефти. В
этом и заключается основная специфика российского нефтяного комплекса на фоне
общемировых тенденций.
Основным лейтмотивом сентября 2001 г. в
нефтегазовой отрасли, несомненно, стало изменение мировых цен на нефть. Сразу
же после трагических событий в США последовал резкий скачок вниз этих цен,
который, однако, был кратковременным. Мировые финансовые и товарные рынки
пришли в состояние неустойчивости с явной тенденцией к спаду. Естественно, что
нефть была товаром, испытавшим одно из сильнейших снижений спроса, поскольку одним
из главных его потребителей были США, понесшие большие экономические потери.
Обвал цен, который достиг 30%, мог бы быть еще больше, если бы не эскалация
напряженности на Ближнем Востоке, угрожавшая катастрофическими перерывами в
поставках и заставлявшая соответствующим образом реагировать нефтяные биржи.
Последовавшие затем ожидания спада в мировой экономике, прежде всего – в США,
повлекли за собой еще более значительное снижение мировых цен на нефть до
рекордно низкой для последних двух лет отметки. Российская нефть «Urals», к примеру, подешевела до 20 долл. за баррель. Эта тенденция
сохранялась в течение месяца, и только в последних числах сентября нефтяные
цены начали медленно повышаться.
В 2001 г. на долю
НК приходилось 15% товарной продукции российской промышленности, 52,3%
экспортных поступлений, около трети всех поступлений налогов и сборов в
консолидированный и до 45% - в федеральный бюджет России.
Россия заняла второе место в мире по экспорту нефти, уступив Саудовской
Аравии, и третье по добыче, пропустив вперед также и США. В 2001 г. Россия в
среднем добывала 7,2 млн баррелей в сутки (Саудовская Аравия – 8,84 млн., США –
8,08), экспортируя 4,74 млн. (Саудовская
Аравия–7,43).
По данным
Госкомстата РФ в
2001 году объем экспорта нефти составил 159,8 млн. тонн (т.е. вырос на 10,8% по
сравнению с прошлым). В декабре на экспорт поставлено 13,0 млн. т нефти, на 8% больше, чем год
назад. В целом за год, экспорт увеличился на 11% по сравнению с предыдущим 2000
г. и составил 159.809 тыс. т. В том числе в страны Дальнего зарубежья и страны
Балтии экспорт составил 136.837 тыс. т (85,6% от общего объема), государства
СНГ – 22. 972 тыс. т (14,4%).
Экспорт
нефтерподуктов в 2001 г. составил 41.408 тыс. т (26%), то есть уменьшился на
1.046 тыс. т (2,5%) по сравнению с 2000 г. (42.454 тыс. т). Это во многом
объясняется тем, что для поставок нефтепродуктов в страны Западной Европы (а
именно они являются основными потребителями нефтепродуктов, поставляемых на
экспорт) необходимо соответствие их качества европейским стандартам, недавно
вступившим в действие.
В структуре
перевозок экспортируемой нефти лидирующую позицию занимают поставки по
нефтепроводу «Дружба» (53%).
Экспорт
нефти из России и транзит из стран СНГ через морские порты сократится.
Согласно портовым позиционным графикам, вывоз сырья через Новороссийск, Туапсе,
Одессу и Вентспилс в декабре снизится на 568 тыс. т и составит 5,657 млн т.
Поставки нефти через Новороссийск резко снизятся из-за неблагоприятных погодных
условий в акватории порта. В целом экспорт через морские порты
составил 45%, в том числе через Новороссийск – 51%, Вентспилс – 29%, Туапсе
–9%, Одессу – 7%, СМП Приморск – 4%.
Диаграмма 3 1
Экспорт нефти и нефтепродуктов
из России железнодорожным транспортом в 2001 г. увеличился на 1 млн т (2%) и
составил 57 млн т. За прошедший год вывоз продуктов переработки по РЖД
сократился на 771 тыс. т и составил 48,6 млн т, а нефтяные перевозки выросли на
1,85 млн т до 8,4 млн т. Здесь лидирующее место занимают эстонские терминалы.
Перевозки на этом направлении увеличились почти на 2 млн т до 24,3 млн т, что
составило около 43% суммарного экспорта нефти и нефтепродуктов из России по
железной дороге. Для сравнения, транзит через Клайпеду упал на 40% и составил
1,5 млн. т, а поставки на латвийском направлении снизились на 6% до 7,9 млн. т.
Из российских портов наибольший прирост железнодорожных поставок пришелся на
Туапсе. Экспорт на этом направлении вырос на 760 тыс. т и достиг 3,65 млн. т.
Перевозки экспортных нефтеналивных грузов до Новороссийска за прошедший год
увеличились на 306 тыс. т до 2,35 млн. т, а до Калининграда - на 115 тыс. т до
более 1 млн. т. После перерыва в несколько лет возобновился экспорт
энергоносителей через порты Архангельск и Витино, составивший в 2001 г. 320
тыс. т и 150 тыс. т соответственно. Дальневосточные порты Находка и Владивосток
повысили показатели перевалки нефтепродуктов соответственно на 240 тыс. т и 280
тыс. т. Экспорт через сухопутные пограничные переходы снизился из-за
относительно высоких железнодорожных тарифов. Однако, доля перевозок ж/д
транспортом по прежнему очень мала и составляет всего 2% от общего объема
экспорта.
Таблица
2 1
Экспорт нефтепродуктов из России по железной дороге, тыс. т
2001 г.
± 2000 г.
Мазут
18441
484
Дизельное
топливо
16879
100
Бензин,
керосин, ТС
6073
-961
Газоконденсат и
сжиженный газ
3732
448
Прочие
нефтепродукты
3469
-841
ИТОГО
48594
-771