Рефераты. Специфика и новые тенденции участия России в МРТ

Система государственного регулирования могла бы базироваться на анализе затрат и результатов, связанных с участием страны в между­народном разделении труда, с применением математических методов и моделей, разработанных в рамках системы оптимального функцио­нирования экономики. Данный аналитический подход развивается в нашей стране в рамках теории эффективности международного раз­деления труда". Отечественной экономической наукой созданы приме­нимые на практике методы и модели оценки эффективности вклю­чения национальной экономики в международное разделение труда. Критерий эффективности участия страны в международном разде­лении труда - максимум экономии живого и овеществленного труда, получаемой страной от международного экономического сотрудниче­ства. Приносимый в результате участия в мирохозяйственных связях чистый доход обусловливает приращение интегрального критерия народно-хозяйственной эффективности.

В литературе по проблемам международного разделения труда при анализе воздействия внешних связей на эффективность нацио­нального производства используется понятие динамического эффекта, в котором комплексно учитывается влияние внешних экономических связей на национальный процесс воспроизводства. Динамический эф­фект тесно связан со структурой внешней торговли страны. Оценить динамический эффект от участия страны в международном разделе­нии труда возможно на базе многомерных оптимизацион­ных моделей. В общем виде подобного рода модель выглядит так1:

X(t) - A(t)X(t) – E(t) + M(t) - P(t) - l(t) - H(t) = О;

R(t)X(t) =< R (t);

d(t)E(t) - g(t)M(t) = S(t);

E(t) =< Be(t);

M(t) =< Bm(t);

F =  aΣP(t)→max,

где: X(t) - вектор искомых объемов производства продукции в год t; A(t) -матрица промежуточных затрат; E(t), M{t) - экспорт и импорт продукции; P(t) -объем народного потребления продукции; P(t) - объем производственных инвести­ций; H(t) - объем непроизводственных капитальных вложений, фонда общественно­го потребления, запасов и прочих расходов; r(t) - удельные расходы производ­ственных ресурсов; R(t) - вектор наличных производственных ресурсов; d(t) и g(t) - внешнеторговые цены экспорта и импорта соответственно; S(t) - сальдо внешнеторгового баланса; BE(t) и Pm(t) - объем спроса и предложения на внешнем рынке соответственно; а - коэффициент приведения разновременных эффектов.

Модели подобного типа использовались в 1970-1980-е годы как в теоретических разработках ЦЭМИ РАН, так и в народно-хозяй­ственной практике. Анализ динамических оптимизационных моделей позволяет вывести теоретически непротиворечивые критерии эффек­тивности конкретных форм внешнеэкономических связей. На основе этих критериев формируются показатели эффективности, которые целесообразно применять на практике.

При выработке подходов к измерению эффективности внешне­экономических связей в условиях рынка необходимо принять во вни­мание два обстоятельства. Во-первых, оценки должны обеспечивать надежную количественную характеристику экономической эффектив­ности международных хозяйственных связей, осуществляемых от­дельными самостоятельными субъектами рыночной экономики - предприятиями, то есть коммерческой эффективности. Во-вторых, следует проводить оценку эффективности конкретных видов внешнеэкономической деятельности и с позиций националь­ной экономики в целом, то есть народно-хозяйственной, макроэко­номической эффективности.

В современных условиях развитие внешнеэкономической деятель­ности регулируется частными интересами - коммерческой эффектив­ностью. Но из теории оптимального функционирования экономики известно, что отдельные производственные ячейки действуют оптимально для национального хозяйства в целом только в том случае, если они стремятся к реализации локального критерия, представляющего собой максимум прибыли, исчисляемой в оценках оптимального плана. При этом последние характеризуют меру воздействия тех или иных ресур­сов, поступающих в хозяйственный оборот, на глобальный критерий эффективности. Поэтому, если частное предприятие будет располагать информацией о народно-хозяйствен­ных оценках всех конечных и промежуточных ресурсов и продуктов, с которыми оно имеет дело, то, стремясь к максимизации собственной прибыли, оно будет максимизировать и глобальный народно-хозяйствен­ный критерий эффективности. Иначе говоря, его по­ведение будет оптимальным как с коммерческих по­зиций, так и с позиций национального хозяйства в целом.

С теоретической точки зрения основным методом согласования коммерческих и глобальных интересов может стать использование таких экономических параметров управления, которые характеризу­ют народно-хозяйственную значимость ресурсов и продукции, вовле­каемых во внутренний и внешнеэкономический оборот. Такими пара­метрами управления могут служить цены, максимально приближаю­щиеся к оценкам оптимального плана, то есть равновесные цены и равновесные курсы иностранных валют. Кроме того, важную роль в согласовании коммерческих и народно-хозяйственных интересов иг­рают финансовые нормативы, например, налоги, пошлины и т.д1.

Деятельность частных предприятий в области внешнеэкономического сотрудничества на практике обеспе­чивает максимизацию их прибыли и глобального эффекта от участия государства в международном разделении труда в том случае, если:

1        внутренние цены ресурсов и продукции, вовлекаемой во внут­ренний и внешнеэкономический оборот, близки к оптимальным, то есть являются равновесными;

2        курсы рубля по отношению к иностранным валютам также являются равновесными;

3        финансовые нормативы (налоги, пошлины, рентные платежи) близки к оптимальным значениям.

 

Существующие цены, валютные курсы, налоги не обеспечи­вают согласования локальных критериев предприятий и фирм, свя­занных с международным разделением труда, с глобальным критери­ем эффективности национальной экономики. Отсюда следует два вывода. Во-первых, в сфере внешнеэкономического сотрудничества России опасно полагаться исключительно на локальные интересы (максимизацию прибыли) отдельных предприятий: необходимо кор­ректирующее, регулирующее, воздействие государства на внешнеэко­номическую деятельность предприятий. Во-вторых, правительственные органы страны при выработке стратегии внешнеэкономической дея­тельности должны располагать макроэкономическими оценками эффективности включения России в меж­дународное разделение труда. Все важнейшие экспортно-импортные потоки, крупные проекты, связанные с международным сотрудниче­ством, следует оценивать с точки зрения их вклада в решение про­блем развития национальной экономики в целом. Расчет эффектив­ности внешнеэкономических связей необходим органам макроэконо­мического управления для обоснования решений в области таможен­ной тарифной политики. Без таких расчетов затруднительно вырабо­тать промышленную стратегию страны.

При оценке народно-хозяйственной эффективности экспорта це­лесообразно определять как сравнительную, так и абсолютную эф­фективность. Сравнительная эффективность отражает соотношение издержек производства и валютной выручки от экспорта, поэтому ее можно называть валютной эффективностью. Показатели сравнитель­ной (валютной) эффективности фактически отражают сравнитель­ные преимущества страны, которыми она обладает.

Показатели макроэкономической сравнительной эффективности экспорта рассчитываются с помощью следующей формулы:

Xir= (Цi + Ti)/Bir

Где Хir - показатели макроэкономической сравнительной (валютной) эффек­тивности экспорта i-го товара, поставляемого на внешний рынок r (руб./ инвалюты); Цi - цена производителя i-го товара (руб.); Вir - внешнеторговая цена i-гo товара (единиц инвалюты); Ti - транспортные и другие расходы по доставке i-го товара до границы государства (руб.).

Приведенное соотношение характеризует народно-хозяйствен­ные издержки, необходимые для получения страной единицы иност­ранной валюты при экспорте товаров, производимых различными отраслями. Видно, что экспорт товаров, в производстве кото­рых страна обладает наибольшими сравнительными преимуществами, позволяет ей заработать единицу иностранной валюты с наи­меньшими издержками.

Показатели сравнительной (валютной) эффективности могут применяться для компаративного анализа выгодности экспорта тех или иных видов продукции. Однако они не позволяют определить величину экономии общественного труда при экспорте тех или иных товаров. Ее характеризует показатель абсолютной эффективности экспорта, рассчитываемый по формуле:

Xir = Bir*Er/(Цi + Ti)


где Xir - показатель абсолютной эффективности экспорта i-го товара на  внешний рынок; Er - курс рубля по отношению к валюте r-го рынка.

Очевидно, что экспорт того или иного товара эффективен, если Xir > 0. В этом случае совокупный доход от экспорта перекрывает народно-хозяйственные затраты, связанные с его производством и по­ставкой на внешний рынок.

Для того чтобы определить величину абсолютного экономическо­го эффекта от экспорта продукции, можно воспользоваться формулой:

Эir = Bir*Er – Цi – Ti

Где Эir - показатель, характеризующий величину абсолютного народно-хозяй­ственного эффекта, получаемого страной при экспорте i-го товара. Данный показатель, отражающий народно-хозяйственный эффект от внешнеэкономических операций, по существу, оценивает рентный доход, который получает страна от участия в международном разделении труда, то есть доход от реализации сравнительных преимуществ. Пока­затели макроэкономической эффективности отличаются от показателей коммерческой эффективности, рассчитывае­мых на уровне предприятий и определяющих прибыль производителя от экспорта продукции. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельно­сти возможность участия в международном разделении труда выс­тупает как реальный альтернативный вариант применения нацио­нальных производственных ресурсов и удовлетворения потребно­стей. Это означает, что в настоящее время любой крупный проект (инвестирование средств) следует оценивать с точки зрения воз­можностей либо экспорта, либо замещения его импортом. При этом продукция создаваемого объекта может лишь частично направлять­ся на экспорт, а импорт, в свою очередь, может использоваться не для замещения конечных изделий, выпускаемых объектом, а лишь как промежуточная продукция. При разработке методов определения эффективности крупных хозяйствен­ных проектов целесообразно использовать достижения теории оп­тимального функционирования экономики. В качестве критерия оценки эффективности проектов, связан­ных с международным разделением труда, можно использовать пока­затель интегрального экономического эффекта, определяемый как сумма текущих эффектов за расчетный период, приведенная к базовому году, с применением стандартной формулы дисконтирования. При поло­жительном значении данного показателя проект признается эффек­тивным и может приниматься решение о его реализации.

В качестве дополнительных показателей при оценке эффектив­ности проектов, связанных с международным разделением труда, мо­гут использоваться и другие, например, показатель ВНР или показатель средней прибыли. Хотя у по­казателя ВНР есть ряд недостатков. Во-первых, ВНР не учитывает масштабы производства, связанные с реализацией проекта. Во-вторых, при расчете внутренней нормы рентабельности интегральные резуль­таты могут оказаться равными интегральным затратам не при одном, а двух или более значениях нормы дисконтирования.

В настоящее время ощущается необходимость в создании Ме­тодики определения эффективности участия страны в международ­ном разделении труда. Такая Методика разрабатывается Ин­ститутом проблем рынка РАН совместно с Научным советом по про­блемам оптимального функционирования экономики.

Если проанализировать в целом соотношение показателей макро­экономической эффективности экспорта различных видов продукции, то можно заметить, что наибольшими сравнительными преимущества­ми Россия, как правило, обладает в производстве товаров топливно-сырьевого сектора экономики: газ природный, нефть сырая, лес круг­лый. При этом по мере перехода к продукции более высокой степени переработки сравнительные преимущества уменьшаются.

Данная закономерность отмечалась и при расчете пока­зателей сравнительной эффективности экспорта в начале рыночных реформ в 1992-1993 гг. За годы реформ в области сравни­тельных преимуществ России в международном разделении труда не произошло сколько-нибудь серьезных сдвигов. Значит, что действие рыночных механизмов и либерализация внешнеэкономической деятель­ности не обусловили улучшение структуры экспорта страны. Хотя, по некоторым оценкам, в ряде подотраслей обрабатывающей промыш­ленности выпускается продукция с неплохими показателями эффек­тивности. Развитие производства и экспорта этой продукции нуждает­ся в поддержке. Без мер государственной поддерж­ки технологически перспективных производств в обрабатывающей про­мышленности трудно рассчитывать на то, что позитивные сдвиги в этой области произойдут как минимум в среднесрочной перспективе. Существующая ситуация свидетельствует и в пользу более осто­рожного и взвешенного подхода к присоединению России к ВТО. Если страна не сможет обеспечить конкурентные преимущества по ряду ви­дов технологически прогрессивной продукции в среднесрочной перс­пективе, неподготовленное вступление в ВТО может привести к серь­езным экономическим потерям, поскольку будет законсервирована от­сталая структура экспорта и национальной экономики в целом. Вступление в ВТО объективная необходимость. Однако представляется, что тактика присоединения к ВТО, переходные механизмы вступления в эту организацию могут быть разработаны только на базе масштабных экономических расчетов, ключевую роль в которых сыграют оценки экономической эффектив­ности включения страны в международное разделение труда. В про­цессе таких расчетов могут быть количественно оценены затраты и эффекты, получаемые отдельными отраслями национальной экономи­ки и российской экономикой в целом. Вступление России в ВТО тре­бует тщательного экономического обоснования, количественной оцен­ки народно-хозяйственных последствий этого ответственного шага. Ожидаемые выгоды от присоединения к ВТО на основе масштабной либерализации внешнеэкономической деятельности могут быть дос­тигнуты при тщательной разработке научно обоснованных мер, обеспе­чивающих конкурентоспособность отечественной продукции обраба­тывающих отраслей на мировых рынках. Это нужно делать до присоединения нашей страны к ВТО.























Заключение.

МРТ возникает незави­симо от воли и сознания людей, оно носит объ­ективный характер, появляется и развивается под воздействием определенных факторов производственного значения. К таким факторам относится закон возвышающихся потребностей, ко­торый характерен для любого общества: по мере развития производ­ства круг потребностей производственного и личного назначения расширяется. Для удовлетворения данной цели необходимо более рациональное распределение ресурсов.

Страны — участницы МРТ получают экономический эффект — профессиональное совершенствование работников. Созда­ние в разных странах специализированных производств облегчает профессиональную подготовку рабочих и повышение квалификации всего производственного персонала.

Положи­тельные эффекты разделения труда, получаемые его участниками не­зависимо от уровня их экономического развития, на мировом рынке состоят в получении дохода в виде разности между интернациональ­ной и национальной стоимостью экспорта товаров и услуг, и в эко­номии внутренних затрат вследствие отказа от части национального произ­водства товаров и услуг за счет более дешевого импорта, в развитии научно-технического прогресса в результате импорта товаров, науч­но-технической продукции и передовых технологий, повышающих эффективность национальной экономики.

Размер выгоды стран участниц МРТ разный. Интерес представляет не размер выгоды, а само ее содержание, которое побуждает страну участвовать в МРТ.

В настоящий период времени РФ участвует в МРТ в основном как поставщик сырьевых ресурсов на мировую арену. Данная позиция неверна для страны с огромным потенциалом, в 90 –х государство уже неоднократно поплатилось, за монотипность  экспортной базы, столкнулось с проблемой неприбыльности экспорта и увеличения производства, когда дальнейшее наращивание мощности производства грозило огромными потерями.

Объективна необходимость выработки эффективной внешней политики, направленной на успешную интеграцию в МРТ, на разработку методики оценки эффективности на уровне предприятий и государства.

Основное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары). Такая продукция пользуется высоким спросом, а РФ имеет необходимую базу для ее производства, при внедрении инноваций производство в РФ может оказаться весьма выгодным. Пока же доля продукции высокотехнологичных отраслей в российском экспорте товаров обрабатывающей промышленности составляет 5%, что значительно ниже среднего показателя по странам Организации экономического сотрудничества и развития, составляющего 23-25% в первой половине 90-х годов.

Для обеспечения нужных позиций по вышеназванным направлениям наукоемкой готовой продукции на мировом рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств. Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке.

Помимо развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого кооперирования. Этот вид МРТ открывает существенные возможности для вовлечения в мировое производство различных отраслей российского машиностроения.

Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности.





















Список использованной литературы.

1.     «Мировая экономика» под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной; «Логос» Москва 2000;

2.     Н.И. Диденко «Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации», 2-е издание «Питер» Москва 2004;

3.     Е.Ф. Авдокушкин «Международные экономические отношения» «Юристъ» 1999;

4.     «Международные экономические отношения» коллегия авторов под руководством А.И. Евдокимова, «Проспект» Москва 2003;

5.      А.В. Стрыгин «Мировая экономика», «Экзамен» Москва 2001;

6.      д.э.н. Г. Шагалов «Об экономической эффективности участия России в МРТ»; «Общество и экономика» № 7 – 8, 2003;

7.      «Эффективность включения России в МРТ» Н. Федоренко, Г. Шагалов «Вопросы экономики» №3 2004;

8.      Интернет:

www.sakharov.ru

http://asiapasific.narod.ru

http://vch.ru - «Виртуальная таможня»

www.rusimpex.ru - сайт внешней торговли РФ


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.