Рефераты. Современные дискуссии о предмете экономической теории.

 Создание интегрированного курса политической экономии и экономикс

Итак, политическая экономика переживает кризис, экономикс не может полностью охватить социально-экономические отношения, тогда, возможно, решением проблемы является создание курса, соединяющего в себе как политическую экономию, так и экономикс. А. Булатов в статье «К разработке интегративного курса экономической теории» предлагает создать курса, сочетающего в себе некоторые понятия как политической экономии, так и экономикс: «…хотелось бы высказать свои соображения относительно возможности создания принципиальной структуры интегративного курса экономической теории, органически синтезирующего отдельные положения классицизма и сильные стороны экономикс». Итак, экономикс не может выполнять функции общетеоретической науки, так как кроме микро- и макроэкономики в любом обществе имеются более общие, глубинные взаимосвязи, определяющие его социально-экономический облик, политическая экономия же утратила способность быть некой общей научной парадигмой, так как она больше не отвечает реальной жизни, и следует оставить надежды на сохранение марксистской политической экономии как теоретической науки и учебного предмета. Тогда, возможным решением проблемы может стать соединение в единую науку политической экономии и экономикс. Однако, представляется невозможным соединение в одну теорию определение стоимости товара через труд рабочего и предельную полезность товара, частную и общественную собственности и т. д. А. Булатов отвечает на это: «Как известно, первым и главным возражением против реализации такого синтетического методологического подхода является подчеркивание реальной опасности механического объединения существенно различных и даже противоположных выводов, положений и оценок реальных экономических отношений. Однако этого можно избежать, если в новом курсе общей экономической теории не излагать в качестве равноценных все подходы и суждения по каждому вопросу, а выделить среди них наиболее адекватные современным экономическим отношениям». Основная мысль статьи А. Булатова заключается в том, что: «Такая архитектоника интегративного курса экономической теории, можно полагать, значительно повысит его теоретико-методологический уровень, обеспечит преемственность учебных программ подготовки бакалавров, магистров и аспирантов по специальности “экономическая теория”»[15].

О создание некой «общей экономики» говорит и статья У. Алиева «“Общая экономика” как научная и учебная дисциплина»: «Полагаю, что есть объективные основания для существования особой дисциплины (научной и учебной), которую правомерно назвать «Общая экономика»…необходимость научной дисциплины, выполняющей функции своего рода «экономической пропедевтики» и основанной на выводах всей совокупности экономических наук, по моему убеждению, остается в силе. В этой связи полезно вспомнить, что в прочно сформировавшихся кланах однородных наук давно уже выделилась такая особая дисциплина: общая физика, общая химия, общая биология, общая лингвистика и т. д. Более того, отсутствие именно такой дисциплины можно, на мой взгляд, считать своеобразным показателем незрелости той или иной области знания, что правомерно на сегодня отнести и к области экономической»[16]. У. Алиев предлагает создать общую экономическую науку, соединяющую в себе теории и выводы других экономических наук. Для определения статуса любой научной дисциплины необходимо обозначение ее субъекта, объекта, предмета и т. д., «общая экономика» не исключение: «“Общая экономика”, как и другие “общие” дисциплины, могла бы изучать общеэкономические явления и процессы, т. е. свойственные и относительно частным системам, и всему мировому сообществу…непосредственным объектом изучения выступает экономическая жизнь в единстве экономического базиса (системы производительных сил и экономических отношений) и экономической надстройки (экономических идей, теорий, взглядов, институтов экономической власти)…предметом же “общей экономики” является собственно система экономических отношений общества…основная целевая функция “общей экономики” как дисциплины, состоит в том, чтобы разработать научную общеэкономическую картину мира, различных его хозяйственных образований, начиная хозяйством отдельной семьи и завершая всемирным хозяйством».

Еще одно решение проблемы о предмете экономической теории предлагает Д. Львов в книге «Развитие экономики России и задачи экономической науки». Связь экономической теории с другими науками разрастается, экономическая теория все активнее проникает в смежные области. Новые научные направления возникают на стыках экономики и социологии, экономики и политологии, экономики и права. «Перед экономической наукой сегодня стоит важная задача – изменение самого подхода к экономическому образованию, создание новых учебных пособий и учебников, развивающих у студентов творческое отношение к экономическим знаниям. По-видимому, настала пора подготовки фундаментального труда по теории экономических учений, свободного от догматов и пристрастий той или иной теоретической концепций, будь то марксизм или монетаризм, эволюционная теория или институционализм. Важно понимание того, что прогресс экономической науки находится на стыке отдельных теоретических взглядов и областей знания: экономики, социологии, права, психологии, экологии и др.»[17]

Заключение

Итак, в приведенных цитатах из статей встречаются всевозможные мнения о том, что должно стать предметом новой экономической теории, но единства среди авторов нет. Одни ученые предлагают следовать западным образцам, другие стремятся соединить политическую экономию и экономикс, что пока не приносит успеха, третьи надеются на возникновение новой «пострыночной» политической экономии. Наше время характеризуется возникновением таких дисциплин, как «экономика переходного периода», но подобные дисциплины временны и вряд ли помогут возвести надежное здание обновленной экономической теории, в которой так нуждается нынешняя экономическая наука. Экономикс и политическая экономия различные, не взаимозаменяющие науки, каждая из этих наук имеет собственный предмет анализа и потому имеет собственное право на жизнь. Мы не должны от них отказываться, но ни экономикс, ни политическая экономия сейчас не могут стать обновленной экономической теорией. А значит, вопрос о предмете экономической теории остается открытым.


Список литературы

Книги:

1)      Раймон Барр «Политическая экономия» в 2-х т.// т. 1 М. 1995 г.

2)      Эдвин Дж. Долан «Микроэкономика»// СПб 1994 г.

3)      «Очерки экономической антропологии» РАН// М. 1998 г.

4)      В. А. Пешехонов «Введение в политическую экономию»

5)      «Основы экономической теории» под ред. В. Д. Камаева// М. 1996 г.

6)      Д. Львов «Развитие экономики России и задачи экономической науки»// М. 1999 г.

Периодика:

1)      В. Радаев «Есть ли перспектива у российской политической экономии?»// «Российский экономический журнал» № 9-10 1998 г.

2)      Богомазов Г. Г. «О предмете экономической теории»// «Российский путь в экономике» выпуск 7 1996 г.

3)      М. Пивоварова «Как преподавать и совершенствовать экономическую теорию?»// «Российский экономический журнал» № 3 2000 г.

4)      Д. Львов, В. Пугачев, Ю. Сухотин «Экономическая наука и практическое реформирование»// «Российский экономический журнал» № 1 1993 г.

5)      В. Евстигнеев «Экономическая наука в поисках новой методологии»// «Мировая экономика и международные отношения» № 7 1995 г.

6)      Д. Львов «Экономическая наука ищет свое лицо»// «ЭКО» № 5 1997 г.

7)      У. Алиев «“Общая экономика” как научная и учебная дисциплина»// «Российский экономический журнал» № 5 1992 г.

8)      А. Булатов «К разработке интегративного курса экономической теории»// «Российский экономический журнал» № 2000 г.


[1] Богомазов Г. Г. «О предмете экономической теории»// «Российский путь в экономике» выпуск №7, 1996 год.

[2] Д. Львов «Развитие экономики России и задачи экономической науки»// М. «Экономика» 1999 г./ стр. 19-20

[3] В Евстигнеев «Экономическая наука в поисках новой методологии»// «Мировая экономика и международные отношения» №7 1995 г.

[4] М. Пивоварова «Как преподавать и совершенствовать экономическую теорию?»// «Российский экономический журнал» №3 2000 г.

[5] Д. Львов «Экономическая наука ищет свое лицо»// «ЭКО» №5 1997 г.

[6] У. Алиев «“Общая экономика” как научная и учебная дисциплина»// «Российский экономический журнал» №5 1992 г.

[7] В Евстигнеев «Экономическая наука в поисках новой методологии»// «Мировая экономика и международные отношения» №7 1995 г.

[8] Д. Львов «Развитие экономики России и задачи экономической науки»// М. «Экономика» 1999 г./ стр. 20

[9]  М. Пивоварова «Как преподавать и совершенствовать экономическую теорию?»// «Российский экономический журнал» №3 2000 г.

[10] Богомазов Г. Г. «О предмете экономической теории»// «Российский путь в экономике» выпуск №7, 1996 год.

[11] В. Радаев «Есть ли перспектива у российской политической экономии?»// «Российский экономический журнал» №9-10 1998 г.

[12] Д. Львов, В. Пугачев, Ю. Сухотин «Экономическая наука и практическое реформирование»// «Российский экономический журнал» №1 1997 г.

[13] Богомазов Г. Г. «О предмете экономической теории»// «Российский путь в экономике» выпуск №7, 1996 год.

[14] А. Булатов «К разработке интегративного курса экономической теории»// «Российский экономический журнал» №1 2000 г.

[15] А. Булатов «К разработке интегративного курса экономической теории»// «Российский экономический журнал» №1 2000 г.

[16] У. Алиев «“Общая экономика” как научная и учебная дисциплина»// «Российский экономический журнал» №5 1992 г.

[17] Д. Львов «Развитие экономики России и задачи экономической науки»//М. 1999 г. «Экономика» стр. 27


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.