Желание покупателей приобрести какой-либо
товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара Р и цен других
товаров (P a, P b, …) от доходов покупателей, от их вкусов и
предпочтений. При изменении значений указанных факторов изменится и объем
спроса, то есть максимальное количество единиц товара, которое покупатели
готовы приобрести за единицу времени при данных условиях. Зависимость объема
спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса.
Эта функция может быть представлена следующим образом:
QD=
f (P, P a, P b,…I/ T, W),
где
QD
– объем спроса на данный
товар в единицу времени;
P,
P a, P b – цены данного и других товаров;
I – денежный доход;
T – вкусы и предпочтения потребителей;
W
- накопленное имущество
Здесь можно допустить, что все
названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными,
за исключением одного – цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению
цены товара соответствует определенное значение объема спроса. Такая
зависимость носит название функции спроса и цены:
QD=f (P).
Логично предположить, что при прочих неизменных
условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость
представлена на рисунке №1 в виде графических линий DD.
Цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене P2>P1 соответствует
объем спроса Q2<Q1 , то есть, чем больше цена, тем меньше объем
спроса. Следовательно объем спроса зависит от его цены. Также от цены должен
зависеть и объем предложения данного вида товара. Аналогично объему спроса,
объемом предложения называют максимальное количество какого-либо товара,
которое согласен предложить продавец или группа продавцов на рынке в единицу
времени при определенных условиях (цены данного и других товаров, характер
технологии, наличие и размер налогов и дотаций, природно-климатические
условия).
Функцией предложения называют зависимость объема
предложения от определяющих его факторов: цены данного товара Р и цен других
товаров (Ра, Рb…); от характера применяемой технологии, налогов и
дотаций, природно-климатических условий.
Вид функции предложения:
Qs=f (P, Pa, Pb,…K, C, Z), где
Qs - объем предложения данного товара в единицу времени;
P, Pa,
Pb – цены данного и других товаров;
К – характер применяемой технологии;
С – налоги и дотации;
P
Z - природно- климатические условия.
S
S
Рис. 2. Кривая предложения
Если все факторы,
определяющие объем предложения, кроме цены, рассматриваемого товара
(Р), предположить неизменными, то от функуции предложения (3) можно перейти к
функции предложения от цены, которая характеризует зависимость предложение
данного товара от его цены:
Qs=f(P).
Раннее мы предположили (пока без доказательств), что с увеличением
цены товара объем спроса на этот товар уменьшается. Также по более высокой
цене на рынке предлагается большее количество товара.
P2
P1
Q1
Q2
Q
То есть объем предложения увеличивается, когда
увеличивается цена. На рис. 2 изображена линия предложения SS некоторого товара. При движении вдоль этой линии вправо-вверх повышению
цен соответствует увеличение объема предложения. Цене Р1>P2 соответствует объем предложения Q2>Q1. Чем выше цена товара, тем прибыльней его
производство, тем большее количество его производители готовы произвести и
продать на рынке.
Теперь, рассмотрев функции и кривые о спросе и
предложении, я хотел для раскрытия темы своего реферата перейти к их
взаимодействию.