Таблица 2.2
Структура и динамика пострадавших от несчастных случаев на малых, крупных и средних предприятиях, 1998-2000 г.г., %
Показатель
1998 г.
1999 г.
2000 г.
1
2
3
4
Доля пострадавших от несчастных случаев со смертельным исходом в общем числе пострадавших на предприятиях:
- малых
- крупных и средних
4,9
2,7
5,3
6,2
2,8
Тенденция роста смертельных исходов в результате несчастных случаев на производстве (которые крайне сложно скрыть от расследования в отличие от остальных несчастных случаев) свидетельствуют о более высоких рисках, которым подвергаются занятые в малом бизнесе, а также низких условиях труда работающих. Неудовлетворительная организация производства работ, недостаточная надежность машин и оборудования, эксплуатация неисправных машин и недостатки в обучении безопасным приемам труда - вот только некоторые причины происшествий на производстве, часть из которых свидетельствует о неэффективном управлении безопасностью труда на предприятии, об отсутствии на предприятии социальной защиты.
Таким образом, в России существует множество социальных проблем. Государство выработало систему социальной защиты населения, которой присущи следующие основные черты:
· Множественность, несистемность и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы социальной защиты населения, их несоответствие тенденциям развития отечественной и международной практики.
· Дефицит ресурсов в бюджетах всех уровней для финансирования мероприятий по социальной защите.
· Организация социальной защиты населения преимущественно на началах социального обеспечения.
· Неразвитость систем социального страхования и социальной самозащиты граждан.
· Множественность видов и форм социальных пособий, а также категорий их получателей.
· Преобладание уравнительного, безадресного порядка предоставления социальных пособий./9/. Отсюда возникает неэффективность системы социальной защиты работников.
2.1. Анализ и проблемы развития социальной защиты работников, осуществляемой работодателем
Изучение основополагающих стратегических документов, беседы примерно с 30 высшими руководителями крупных западноевропейских, американских и канадских компаний позволили выделить шесть основных компонентов, различные сочетания которых составляют миссии данных организаций. В таблице 2.3 произведено ранжирование данных компонент западными и российскими управленцами./11/.
Таблица 2.3
Ранжирование компонент миссии организации российскими и западными специалистами
Компоненты
Ранжирование западными менеджерами
Ранжирование российскими менеджерами
1. Прибыль. Главная цель и смысл деятельности любой организации - прибыль. Именно размер текущей прибыли показывает, насколько успешна деятельность организации. Если прибыль достаточна, можно думать о деле и развитии, платить достойную зарплату, решать социальные задачи. Если ее нет - нет и остального.
2. Клиенты. Клиент в бизнесе важнее всего. Если у нас будут постоянные и надежные клиенты, и мы будем хорошо удовлетворять их нужды, будет и все остальное - и прибыль, и развитие, и довольные своей работой и зарплатой люди.
3. Дело. Наше дело нужно людям, без него общество (страна, человечество...) жить не может. И мы должны делать это дело на мировом уровне. И тогда все будет - и клиенты, и прибыль, и развитие, и удовлетворенные своей работой люди.
5
4. Работники. Работник - важнейший фактор любого бизнеса. Если он хочет работать, квалифицирован, предан фирме и активен, он все обеспечит - и клиентов, и высокое качество, и прибыль, и постоянное развитие нашего дела.
5. Развитие. Жизнь динамична, и чтобы долго оставаться на плаву нужно менять и клиентов, и дело, и работников. Поэтому развитие - единственная основа долговременного успеха для любой фирмы.
6. Территория (населенный пункт). Каждая фирма и любое дело существуют в конкретном времени и месте. Наш бизнес неотделим от данной территории (населенного пункта, микрорайона) - и жить, и развиваться, и погибать мы можем только вместе. Наша взаимная заинтересованность и взаимопомощь - залог наших общих успехов.
6
Анализ ранжирования этих компонентов в формулировках миссии зарубежных компаний и фирм показал, что прибыль не занимает первого места. Аргументами данного распределения компонент служат следующие положения:
· Если несколько утрировать ситуацию, прибыль никогда не является основной целью бизнеса, но всегда - лишь средством для его успешного ведения и развития;
· Во многих секторах рынка возможная прибыль в развитых странах ограничена интервалом в 7-11% годовых. Это значит, что большинство организаций, которые действуют в данном секторе хотя бы 5-7 лет, уже умеют получать минимально необходимую норму прибыли; те, кто не умеет, в течение одного-двух лет со своего сектора рынка выбывают. Это значит также, что получать заметно больше 11% можно лишь в течение 1-2 лет, потому что за этот период конкуренция возрастет, и вырвавшейся в передовики фирме вновь придется вернуться в установившиеся пределы. Выбор стратегии у большинства организаций невелик: либо фирма будет стремиться, прилагая все силы, получить максимальные 11%, либо должна удовлетвориться 7% прибыли, но зато сможет вложить дополнительные средства в другие стратегические направления (в завоевание новых клиентов, в увеличение номенклатуры товаров и повышение качества продукции и услуг, в диверсификацию деятельности или в развитие персонала), чтобы обеспечить себе устойчивое существование на рынке и нормальную прибыль в последующие годы;
· "Делать деньги ради того, чтобы делать деньги" - девиз безнадежно устаревший. Он подходит разве что для периодов глубокого и продолжительного кризиса, когда никакой стабильности (даже динамической) не существует, а потому не может быть ни постоянных клиентов, ни относительно устойчивого социального заказа на какие-то виды товаров и услуг, ни ясных перспектив развития.
Иначе ранжируют компоненты своей миссии владельцы и менеджеры российских организаций. Прежде всего, куда большую роль для них играет прибыль - по результатам опросов более 150 руководителей и специалистов сибирских организаций этот компонент устойчиво занимает 1-е места. Причина вполне очевидна - долговременный общесистемный кризис в России.
Большинство предпринимателей и руководителей организаций не научились справляться с кризисными ситуациями и потому не в состоянии отвлекаться от сиюминутных задач ради среднесрочных и долгосрочных. А при краткосрочных стратегиях основной целью бизнеса не может быть ни дело, ни постоянные клиенты, ни работники, ни территория. На коротких отрезках времени в миссии организации действительно первенствовать может либо прибыль, либо развитие.
Что касается работников, то они для отечественных предприятий сегодня явно менее важны, чем для западных фирм (в том числе и для их отделений, действующих в России). Если на Западе работники в составе миссии организации достаточно часто могут занимать 3-е место, то у большинства российских организаций они находятся на 5 месте./11/.
Ориентация российских предприятий на прибыль предполагает наличие особого отношения к кадрам. Часто в таких организациях преобладает отношение к работнику как к одному из видов ресурсов. Экономия на всех затратах (найме, обучении, оплате труда и пр.), что и должно обеспечить фирме желанную максимизацию прибыли. Высокий оборот кадров. Активность от работника не ожидается и не стимулируется. Обучение персонала не проводится; ограниченные средства могут быть выделены только на оплату посещения отдельных курсов или специальных семинаров для руководящего состава и уникальных специалистов фирмы. Оплата труда невысока, не регламентирована четкой системой показателей. В качестве стимулирования труда широко используются наказания. Внимания к социально-бытовым проблемам работников не наблюдается.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6