1.2. Технологии всеобщей
системы менеджмента качества
В
Японии одной из таких мотивирующих мер для персонала компаний стала организация
кружков качества, в которых после работы занимались наиболее активные сотрудники.
Это позволяло выделять среди работников энтузиастов, которые предлагали
руководству свои решения по улучшению качества. Ощущение того, что их мнение
может реально повлиять на работу компании, оказалось сильнейшим мотивирующим
фактором. Японские топ-менеджеры стали активно проводить в жизнь идею о том,
что даже самый простой рабочий на фабрике должен думать, что делает.
На
базе идеологии TQM в Японии появилась одна из наиболее известных технологий
управления качеством - JIT (Just In Time). JIT позволила японским компаниям,
прежде всего крупным производителям автомобилей, электроники и бытовой техники,
управлять работой поставщиков. Для каждого поставщика сырья и комплектующих
компания выделяет своего менеджера-контролера, который следит за качеством продукции
и сроками поставок. Партнеры соглашаются на такой контроль, соблазненные
долгосрочными контрактами и скидками. В 70 - 80-е гг. идеями управления
качеством вновь заинтересовался Запад, где в рамках идеологии TQM появились
свои собственные технологии качества.
Например,
компания Motorola разработала метод неуклонного снижения количества рабочих
ошибок под названием 6 Sigma. Теперь эту технологию помимо Motorola используют
крупные компании, работающие в разных отраслях: General Electric, Du Pont,
Citibank, Federal Express, J.P. На основе идей TQM в конце 80-х - начале 90-х в
Европе появились международные стандарты управления качеством ISO. Стандарт ISO
9000 и его модификации (в т.ч. ISO 9001) получили широкое
распространение в Европе и США.
В последнее время в
научно-технической литературе часто встречается понятие «многомерный
статистический контроль процессов»(МSPC), который рассматривается как комплексная технология TQM. МSPC – это современный подход к
моделированию многомерных (многофакторных) процессов, основанных на применении
проекционных математических методов, позволяющих выделять в больших массивах
данных скрытые (латентные) переменные и анализировать связи, существующие в
изучаемой системе