Рефераты. Система рынков. Классификация рынков

·        свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;

·        свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;

·        конкуренция, которая является основой рынка;

·        гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;

·        устойчивые денежная и финансовая системы;

·        стабильная политическая обстановка.

 

            В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также выделяют:

  1. многообразие форм собственности;
  2. товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;
  3. свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;
  4. четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;
  5. поддержание здоровой конкуренции;
  6. развитая инфраструктура.

 

Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:

  • Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.
  • Всеобщность рыночных отношений.
  • Равноправие рыночных субъектов.
  • Свободное ценообразование.
  • Саморегулирование хозяйственной деятельности.
  • Договорный характер отношений.
  • Экономическая ответственность субъектов.
  • Самофинансирование.
  • Конкуренция.
  • Государственное регулирование экономики.

 

 

 

Классификация рынков.

 

            Рынок имеет свою структуру.

            Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

            Можно назвать следующие признаки структуры рынка:

·        тесные связи между ее элементами;

·        определенная устойчивость этих связей;

·        целостность, совокупность данных элементов.

 

            Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:

  1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)

·        Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности влиять на уровень цен.

·        Рынок монополистической конкуренции  характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей продукции (в определенной мере).

·        Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные фирмы на этом рынке.

·        Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца. Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах платежеспособного спроса.

  1. Пространственный признак

·        Местный рынок

·        Региональный рынок

·        Национальный рынок.

·        Рынок покупателей;

·        Рынок продавцов;

·        Рынок государственных учреждений;

·        Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

  1. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных отношений)

·        Рынок товаров и  услуг

·        Рынок труда

·        Финансовый рынок

·        Информационный рынок

·        Рынок недвижимости

·        Валютный рынок

 

Помимо этого рынок делится:

По характеру продаж:

  • Оптовый
  • Розничный
  • Фьючерсный

 

По степени регулируемости:

  • Регулируемый
  • Не регулируемый

 

По уровню насыщения:

  • Равновесный
  • Избыточный
  • Дефицитный

 

По соответствию законодательным нормам:

  • Легальный
  • «Черный»

 

По товарным группам:

·        Рынок товаров производственного назначения;

·        Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

·        Рынок сырья и материалов и т.д.

 

По степени зрелости:

·        Неразвитый рынок;

·        Развитый рынок;

·        Формирующийся рынок.

 

По характеру ассортимента товаров:

·        Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

·        Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

·        Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

·        Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

 

По отраслевому признаку:

·        Рынок автомобилей;

·        Рынок нефти;

·        Рынок компьютерной техники и т.д.

 

Выделяют также следующие виды рынков:

·        Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

·        Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.

·        Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

·        Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

·        Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

 

            В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты.

            Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.     Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов:

  1. С учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.
  2. С учетом демографических факторов можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.
  3. С учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка:
    • приобретение товаров носит случайный характер;
    • поиск выгод при покупке товаров;
    • статус постоянного клиента;
    • эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.
  4. Потребителей также можно разделить на группы:

·        по социальному составу (с различной степенью достатка),

·        стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),

·         личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).

 

            Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.

 

 

 

Заключение.

 

            В заключение хотелось бы сказать, что рыночная система наиболее эффективна и гибка для решения экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, скорее всего, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

1.    Лекции по курсу «экономика». Сочинский Политехнический колледж, 1996 г.

 

2.    Книги по экономике и бизнесу: Аннотированный справочник, изданный на русском языке; М. «Солсистем»; Финансы и статистика. 1996 г.; 

 

3.    Курс экономики; Учебник. Под редакцией Б.А. Райзеберга – 3-е издание, дополненное и доработанное – М.; «Инфра-М», 2000 г.

 

4.    Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000 г.

 


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.