Рефераты. Синтез основных положений классической и субъективно - психологической школ в исследованиях А.Маршал...

    Теория Смита, согласно которой стоимость слагается из доходов, открывала путь для толкования капиталистического производства как сотрудничества трех равноправных факторов производства – труда, капитала, земли.

    В теории стоимости  Д.Рикардо опирался на выводы А.Смита и стремился развить его взгляды. Он еще более четко разграничивал два фактора товара – потребительную и меновую стоимость. Полезность (потребительная стоимость) является необходимым условием меновой стоимости, но не может быть её мерилом. Меновая стоимость всех товаров, за исключением небольшого числа невоспроизводимых благ, определяется затратами труда на их производство. Д.Рикардо  поставил вопрос о том, что наряду с меновой стоимостью существует абсолютная стоимость. Меновая стоимость является необходимой и единственно возможной формой проявления абсолютной стоимости.

    Много внимания Д.Рикардо уделял вопросу о влиянии изменений заработной платы наемных рабочих на стоимость товаров, производимых их трудом. Исходя из своей трактовки законов стоимости, Рикардо отрицал влияние заработной платы на стоимость товаров: “Стоимость товара, или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего его вознаграждения, которое уплачивается за этот труд”2 .

    Как и А.Смит Д.Рикардо натолкнулся на проблему преобразования стоимости в цену производства и пытался решить ее. Он видел, что в реальной жизни прибыль на капитал, применяемый в различных формах хозяйства, определяется размерами этого капитала.

    Позиция Рикардо в отношении стоимости сводилась к следующим основным моментам:

·        “подавляющее большинство всех благ, являющихся предметом желаний, доставляется трудом”1

·        “стоимость товара … зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства”2

·        труд, создающий стоимость, включает “не только труд, применяемый непосредственно… но и труд, затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду”3

·        естественная цена покрывает не только издержки капитала, но и среднюю норму прибыли, его доход

·        изменение цены фактора производства – это не что иное, как изменение доли факторов в общем доходе.

 

4.2.Субъективно-психологическая школа

    В вопросе о стоимости представители субъективно-психологической школы стоят на позиции так называемой теории предельной полезности. В противовес теории трудовой стоимости они выдвинули свою теорию ценности. Старые термины “ товар” и “ стоимость” были заменены терминами “ материальное благо” и “ ценность”. Согласно теориям австрийской школы существует два вида ценности материальных благ – субъективная и объективная. Под субъективной ценностью они понимали ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью – рыночную цену товара. При этом определяющую роль представители австрийской школы отводили субъективной ценности. Измерение величины субъективной полезности представители австрийской школы сводили к тому, что по мере удовлетворения потребности “ степень насыщения” растет, а величина конкретной полезности (“степень настоятельной потребности”) падает. Отсюда делается вывод, что ценность блага данного рода определяется полезностью “предельного экземпляра”, который удовлетворяет наименее настоятельную потребность. Другими словами, стоимость товара определяется его “предельной полезностью”. Представители австрийской школы рассматривали полезность не как объективное свойство вещей, а как субъективные оценки этих вещей индивидом.

    Сторонники “предельной полезности” признавали также влияние относительной редкости товара на величину ценности. Они утверждали, что чем реже встречается товар, там выше его ценность.

    Главная модель предельной полезности – “ шкала Менгера”- представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей  и степень насыщения потребности в нем (см. табл. 1).

   

 

 

Таблица 1

 

Виды потребностей или благ

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

9

8

7

6

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.