Рефераты. Шведская модель смешанной экономики

            Размер государственного сектора может измерятся в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г.  Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.

            Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

            Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их  основная цель - расширение производства с достижением прибыльности. Однако конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости. Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой “кормления хромых уток”.

            Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

            Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных предприятий холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило  25 тысяч человек.

            Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и коммерческий банк “Нурдбанкен”.В 1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях - около 150 тыс. человек.

            Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление “Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).

            Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.

            В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.

            Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро - и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

            Основа шведской системы социального страхования - различные виды социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд. крон.

            Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют имеют собственные источники доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[1] и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.

            В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на социальное страхование.

            Для местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67 млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения, помощью и субсидиями на инвестиции.

            В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование - основной источник доходов.

            Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.

            Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.

 

2.3.  Характеристика кооперативов

 

            Особенностью шведской экономики является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

            Кооперативы делятся на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

            В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве “третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

            На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.

            Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава ; независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.

            Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных движений:“свободного” религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.