|
5733 |
2,5 |
||||
Франция |
15818 |
608 |
332 |
394 |
5870 |
10 |
Уровень доходов в 1987 г.
Размер дохода
Число мужчин
Число женщин
Итого
0
20 278
21 755
42 033
1-39 999
476 061
905 017
1 381 078
40 000-79 999
560 063
1 139 362
1 699 425
80 000-119 999
1 029 254
1 020 719
2 049 973
120 000-159 999
778 000
320 563
1 098 563
160 000-199 999
274 161
69 438
343 599
200 000-299 999
186 304
29 199
215 503
300 000-499 999
52 067
5 756
57 823
500 000 и выше
10 707
1 227
11 934
5.Заключение
Итак, основные цели шведской модели - полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции,активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы,производительность труда почти не росла. Падение темпов роста производительности труда - международное явление, вызванное , в частности, расширением сектора услуг, который менее способен к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за полную занятость и политику равенства.
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики. Социал-демократы имели правительство,опирающееся на меньшинство в рикстаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюктуры.
Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
7. Литература
1) Волков А.М. “Швеция : социально-экономическая модель” М.”Мысль”1991
[1] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц).В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.