Дисциплина; Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
1. Понятие внешнеэкономической деятельности.
Развитие экономической интеграции обусловлено рядом факторов:
1. Глобализация хоз жизни.
2. Углубление МРТ.
3. Общемировая НТР.
4. Повышение открытости ноц-х экономик.
В мире разв-ся интеграция на региональном уровне. Выделяются гос-ва лидеры «Центры силы», создаются интеграц-ные группировки. Наиболее развитые страны развив-ся благодаря внешнеэконм-кой деят-ти. Предмет экспорта пром-но раз-тых стран станов-ся наукоемкие, высокотех-ные товары и услуги, а в числе услуг растет доля невидимого экспорта. ПРС через свои ТНК создают по всему миру дочерние предприятия. Идет борьба за рынки сбыта и лидерство. Несколько десятилетий формируется Мировой экономический порядок (МЭК) он включает международную валютную и торговую систему и принципы налогообложения. Главними звеньями МЭК выступает МВФ и ВТО. В 74 г. по инициативе РС ген-ная осомблея ООН приняла резолюцию о НМЭП. В концепцию НМЭК включ-ись след-щие требования:
1. Справедливое соотношение цен на сырье и товары.
2. Ликвидация долгов наименее развитых стран и облегчение условий погашения кредитов.
3. Ежегодная передача по каналам помощи ср-в от ПРС к РС в размере 1% ВВП ПРС.
91 г США выдвинули новую концепцию НМП (новый мировой прядок).
Россия проводит реформирование ВЭД основанное на либерализации ВЭД и подготовки вступления в ВТО, для этого нужно:
1. Правовая перестройка ВЭД.
2. Адоптация к правилам рыночной экономики на мировых тов-ных и фин-вых рынках.
3. Отмена нац-ных мер регламентирования против-щих правовым нормам.
2. Субъекты внешнеэкономической деятельности.
Субъектами внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственности могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, международные организации, действующие на территории страны или за ее пределами и зарегистрированные в стране в качестве участников внешнеэкономических связей.
3. Иностранные участники внешнеэкономической деятельности.
4. Государство как участник внешнеэкономической деятельности.
Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют: правительственные органы, государственный аппарат, негосударственные отечественные и международные организации.
Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.
Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров. Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку , который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
5. Физические и юридические лица как участники внешнеэкономической деятельности.
Участниками внешнеэкономической деятельности в России являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
6. Международные организации как участники ВЭД (ВТО, МВФ, МБРР)
Всемирная торговая организация - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ. Международный валютный фонд - международная валютно-финансовая организация, созданная в 1944г. для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем: - регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением; - контроля многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; - предоставления кредитных ресурсов странам-членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов. Международный Банк Реконструкции и Развития - международная финансовая организация в структуре ООН, основными задачами которой являются: стимулирование экономического развития стран-членов, содействие развитию международной торговли, поддержание платежных балансов. Средства банка складываются из уставного капитала, образованного путем подписки стран-членов на его акции, заемных средств, ссудных капиталов. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.
7. Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
8. Роль международных договоров в регулировании внешнеэкономической деятельности.
9. Внутреннее законодательство как источник внешнеэкономической деятельности.
10. Роль обычаев в регулировании внешнеэкономической деятельности.
11. Значение ИНКОТЕРМС в регулировании внешнеэкономической деятельности.
1)ЕХ^У-ЕХВ отгрузка с завода 2)РСА-ФСА свободно у перевод-ка 3)РА8-ФАСсвободно вдоль борта судна 4)РОВ-ФОБ свободно на борту 5)СРК-СФР ст-ть и аренда 6)С1Р-СИФ перевозка и страх-е, аренда 7)СРТ-СПТ первозка и тсрах-е оплач до
8)С1А-СИА поставка на гр-цу
9)ОАР-ДАФ поставка с границу
10)ОЕ5-ДЕС поставка с судна
11)ОЕО-ДЕК поставка с приетами
12)ООи-ДДУ поставка без оплаты пошлин 13)ВОР-ДДП поставка с оплатой пошлины.
12. Базисные условия поставки ИНКОТЕРМС.
Междун-ые коммер-ие термины – Incoterms Этот док-т был принят в 1936, 53, 80, 90гг.
- принять товар или документы на товар и оплатить цену в соответствии с условиями контракта;
- нести все расходы и риски, которые могут подвергаться;
- оплатить все расходы и сборы при получении документа;
- выполнить и оплатить все таможенные формальности на ввоз продукции, если другое не оговорено условиями поставки;
- оплатить все таможенные пошлины и налоги, взаимные или начисленные при ввозе товара;
- обеспечить за свой счет риск и за свой счет получение импортной лицензии и иного разрешения;
13. Особенности правового регулирования отношений с иностранным элементом.
14. Коллизионный и материально-правовой методы регулирования ВЭД.
15. Понятие коллизионной нормы.
Коллизионная норма - норма международного права, указывающая на необходимость применения права (закона) того или иного государства в конкретном международном правоотношении.
16. Структура коллизионной нормы.
17. Основные формулы прикрепления (коллизионные привязки).
18. Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
ВЭД – особая форма деятельности, требующая особого внимания со стороны государства.Политика государства в этой сфере определяется уровнем развития экономики, проводимой общей экономической политикой, положением страны на общем мировом рынке.Различают 2 формы государственного регулирования ВЭД:Тарифная (экономическая)Нетарифная (административная)Тариф – представляет собой систему налогов и сборовНетариф – представляет собой систему разрешительно-запретительных мер (прямое вмешательство государства)
19. Экономические методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Тарифное регулирование:
Российский учебник ВЭД в общем случае уплачивает:Таможенную пошлину (экспортную или импортную)- вид платежа регулирующий ВЭД. Сумма пошлины рассчитывается исходя из объёма перевозимого товара и ставок пошлины. Таможенный сбор-определяется по двум направлениям:За оформлением документов (единая ставка 0,15% от таможенной стоимости).За другие услуги таможни (расценки устанавливает таможня), Например: За хранение, контроль и т.д.Таможенные сборы поступают на нужды самой таможни, в отличие от таможенной пошлины, которая уходит в федеральный бюджет. Акцизы- взимаются в соответствии с Федеральным Законом об акцизах. Ставки едины как для товаров внутрироссийского происхождения, так и для импортных товаров.При экспорте акцизы не взимаются. НДС- налог на добавленную стоимость взимается в соответствии с Федеральным Законом об НДС, ставки едины и в основном составляют 20%; По основным продуктам питания, товарам детского ассортимента – 10%
Страницы: 1, 2, 3