Рефераты. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции: роль государства и профсоюзов

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции: роль государства и профсоюзов

Содержание:


Введение. 2

1. Рынок труда. 4

1.1. Понятие рынка труда. 4

1.2. Элементы и функции рынка труда. 5

1.3. Особенности рынка труда. 7

2. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. 8

2.1. Монопсонический рынок труда. 8

2.2. Модели рынка труда при участии на нём профсоюзов. 10

2.3. Двусторонняя монополия. 11

3. Безработица и занятость населения: роль государства. 12

3.1. Безработица на рынке труда. 12

3.2. Занятость и рынок труда. 14

3.3. Службы занятости населения, их структура и функции. 15

3.4. Роль государства. 17

4. Безработица в России. 19

5. Роль профсоюзов на рынке труда. 21

Заключение. 24

Список используемой литературы: 26

 

































Введение.

Рынок труда, сфера формирования спроса и предложения на трудовые услуги за заработную плату и другие предоставляемые блага. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Рынок труда в связи с многообразием своих форм, «привязанностью» к человеку, обладает рядом существенных особенностей. Спрос на рынке труда возникает на услуги определенного типа и сложности (например, на услуги не шоферов вообще, а водителей автобусов с определенным уровнем квалификации и опыта). Наряду с общенациональным рынком формируются местные рынки труда (например, рынок труда в России и в Молдавии), на которых соотношение спроса на трудовые услуги одного и того же типа и их предложения могут существенно отличаться. В силу того, что люди меняют профессию, предложение трудовых услуг также может варьироваться.Важным регулятором рынка труда является степень мобильности рабочей силы, которая включает профессиональную и территориальную мобильности. Для первой характерна способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни, для второй — готовность менять местожительство в целях получения работы.

Рынок труда является рынком не первичного, а производного спроса, то есть спроса на факторы производства, величина которого зависит от спроса на товары и услуги. Производительность спроса на рынке труда определяет зависимость на нем ситуации от положения дел на товарных рынках. Труд покупается на рынке только потому, что его использование позволяет производить товары и услуги, пользующиеся спросом у покупателей. Однако заработная плата работника не может быть выше той суммы, которую можно выручить на рынке за произведенную им продукцию.

При неизменных ценах на товары и услуги ставка заработной платы может расти лишь в том случае, если повышается производительность труда. При этом под ставкой заработной платы понимается денежная сумма, выплачиваемая работнику за трудовые услуги, оказанные им в течение определенного периода времени (часа, смены или месяца) или необходимые для выполнения определенного объема работы (например, изготовление одной детали).

Спрос на рынке труда определяется формулой: «чем выше плата, которую работники (обычно высококвалифицированные) требуют за свой труд, тем меньшее их число готовы нанять работодатели», из чего вытекает формула предложения: «чем выше плата за определенный вид работ, тем большее число работников готовы его выполнить».

На рост предложения также влияет уровень престижности труда и морального удовлетворения, которое он приносит. К снижению предложения ведут высокая степень тяжести труда, его сложность, а также потребность людей иметь свободное время. При существенном росте заработной платы предложение труда может также сократиться под влиянием эффекта дохода.

Как и все рыночные цены, заработная плата формируется в итоге взаимодействия спроса, который предъявляют работодатели, и предложения, формируемое наемными работниками. Отклонения заработной платы от равновесного уровня происходят под влиянием изменений ситуации на различных товарных рынках, в том числе из-за появления новых отраслей, где предлагаются лучшие условия труда.

Однако между отраслями и профессиями, как правило, существуют устойчивые различия в оплате труда, зависящие от его сложности, тяжести, от ограниченного числа талантливых людей, а также степени профессионального риска.

Для более сложного, требующего высокой квалификации труда необходимо долгосрочное обучение, которое, в свою очередь, предусматривает более высокую зарплату. В развитых странах труд специалистов с высшим образованием, как правило, оплачивается выше, чем низкоквалифицированных рабочих. Больший объем знаний и навыков, накопленных в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности, позволяет им выполнять более «ценные» для нанимателей виды работ. С этих позиций стремление к получению образования рассматривается не только как тяга к повышению образовательного уровня, но и как стимул для создания в будущем более выгодных условий для продажи своего труда.

Но не так редки случаи, когда труд рабочего (особенно в металлургической промышленности, на химических производствах и некоторых др.) оплачивается выше, чем работа инженера. В таком случае высокая степень тяжести его труда возмещается повышенной зарплатой.

Как известно, заработки популярных кинозвезд, рок-музыкантов, выдающихся спортсменов и т. д. чрезвычайно высоки. Каждый из них является «уникальным товаром», приобрести который желает огромное число зрителей. В силу естественной уникальности таких персон предложение их в качестве товара весьма ограниченно, что резко повышает оплату их труда.

Кроме того, на уровень оплаты труда влияет степень риска, с которой связана та или иная работа. Чем выше риски, тем выше ставка зарплаты. Колоссальный риск, связанный с такими специальностями, как шахтер, летчик-испытатель, предприниматель и др. (одни из них рискуют своим здоровьем и жизнью, другие — огромными суммами денег, вложенными в сделки) закономерно компенсируется высокой оплатой труда. 1





1. Рынок труда.

1.1. Понятие рынка труда.


Среди понятий рыночной экономики центральное место занимает определение сущности содержания рынка как такового и его разновидностей.

В самом общем виде рынок – это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника.

Ещё рынок может быть представлен как экономическое и (или) географическое пространство, на котором происходит процесс товарного общения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары.

Под рынком понимают также механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.

Каждое из этих определений (система отношений, пространство, механизм) подчёркивает существенные стороны понятия «рынок» и тем самым отражает его многогранность.

Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья, инвестиций, ценных бумаг, денег и др. Среди этих рынков своё место занимает рынок труда.

С возникновением рынка труда формируется и рыночная экономика.

Денежный рынок , торговля землёй, лесом, товарами потребительского и производственного назначения и т. п. ещё не превращают экономику в рыночную. Она становится рыночной тогда, когда возникает и формируется рынок труда.

В самом простом понимании рынок труда – это место, где люди покупают и продают товары, место, где идёт торговля товарами, их купля-продажа. В таком понимании рынок труда тоже есть то место, где идёт купля-продажа труда. Но этого объяснения недостаточно для понимания такого явления, как рынок труда. У нас идёт бойкая торговля различными товарами, на товарных биржах продаются и покупаются товары потребительского и производственного назначения, а вот купля-продажа труда пока не налажена. Рынок труда нужно ещё реформировать. Но для этого нужно знать: при каких условиях возникает и формируется рынок труда?

Продажа труда может иметь место при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду – рабочей силой. Но этого ещё недостаточно, потому что юридическая свобода пока не вынуждает его продавать труд. Он вынужден экономически продавать труд только когда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего хозяйства как источника получения всех нужных для жизни средств или когда у него нет каких-либо других условий существования.

Как известно, появление на рынке труда продавца товара никак не гарантирует его продажи – для этого нужен ещё покупатель. Только тогда состоится купля-продажа товара. Это в полной мере относится и к продавцу товара – труд.

При продаже труда на конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата есть плата за использование труда, то есть за труд. Ни какой эксплуатации здесь не происходит. Добавленная стоимость, а точнее – добавленная цена товара или услуги, образуется четырьмя факторами производства: часть её, созданная трудом, выплачивается работнику в виде оплаты труда – заработной платы, другие части составляют плату за пользование капиталом, землёй и за предпринимательство. Величина заработной платы зависит: от конъюнктуры на рынке труда, определяемой соотношением спроса на труд и предложения труда; от преобладающей на нём модели формирования ставок заработной платы и от других факторов, отражающих особенности тех или иных национальных и региональных рынков труда.

Таким образом, при признании того, что на рынке труда продаётся и покупается труд работников, удовлетворяются все условия нормального функционирования рыночных отношений.2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.