Рефераты. Рынок труда в современном мировом хозяйстве

В формировании правовых основ мирового рынка труда и рабочей силы наиболее значительна роль актов о труде МОТ. Правда, МОТ прямо такую задачу не ставит и специальных норм в этом плане не принимала. Но ее международные акты о труде - конвенции и в определенной степени рекомендации - объективно способствуют интернационализации условий труда и трудовых стандартов, определению международного статуса работника (особенно в разработке мирового статуса работника-мигранта). К тому же именно МОТ разработала и приняла в 1977 г. "Трехстороннюю Декларацию принципов относительно многонациональных предприятий и социальной политики", которая в той или иной степени применяется на предприятиях ТНК в странах-членах МОТ (таких на­считывается 150 государств), а следят за применением декларации конт­рольные органы этой международной организации. В результате форми­руются транснациональные нормы и трудовые стандарты, регулирующие в определенной мере транснациональный рынок труда и рабочей силы как один из главных сегментов мирового рынка труда.

Наконец, региональные нормы о труде, в основном нормы Общего рынка, или ЕЭС, играют наиболее стимулирующую роль в создании хотя и не мирового, но значительного западноевропейского единого рынка труда. Уже Договор о создании ЕЭС (Римский договор) 1957 г. включал ряд статей, относящихся к регулированию труда5. Главное же в том, что Римский договор закрепил два основных принципа: свободу перемещения капиталов и рабочей силы и принцип выравнивания заработной платы.

Все это впоследствии явилось основой для гармонизации определенной части трудового законодательства стран-участниц и для создания орга­нами ЕС специального европейского социального права. Последнее вклю­чает нормы, содержащиеся в основополагающих документах ЕС и кон­кретных актах, принимаемых руководящими органами ЕС. Известно, что последние принимают хартии, конвенции, постановления, директивы, ре­шения, рекомендации, которые регулируют в основном четыре круга проблем: занятость, условия труда и его оплаты, социальное обеспечение, промышленные отношения.

Примерами таких конкретных актов могут служить появившиеся с середины 70-х годов - период наибольшей акти­визации нормотворчества органов ЕС - постановление Совета о при­знании статуса профсоюзов (1975 г.), директивы о коллективных уволь­нениях трудящихся (1974 г.), о равной оплате труда мужчин и женщин (1975 г.), о "равном обращении" в труде (1976 г.), о правах рабочих в случае слияния и переводов предприятий (1977 г.), а также рекомендация о 40-часовой рабочей неделе и 4-недельных оплачиваемых отпусках (1975 г.) и др.

Европейское социальное законодательство слабо изучено у нас так же, как и вопрос о влиянии его на национальные нормы о труде и практике их применения в странах-участницах ЕС.

В десятилетия застоя в СССР преобладали отрицательные политико-идеологические оценки Общего рынка и всей его деятельности. Считалось, что значительная часть приня­тых там норм имеет характер деклараций, и они несут исключительно идеологическую и пропагандистскую нагрузку. Только в 80-х годах во­зобладал более трезвый подход к европейскому социальному праву и законодательству. Оказалось, что, несмотря на известную декларатив­ность, оно закрепляет передовые в Европе подходы к регулированию труда, не содержит антирабочих норм и оказывает положительное влия­ние на развитие законодательства стран-участниц ЕС (например, в регу­лировании увольнения трудящихся).

Неудивительно, что руководящие органы ЕС в разработке и внедрении европейского единого рынка труда активно используют правовые сред­ства, в том числе европейское социальное право и законодательство.

Так, "Европейский единый акт", подписанный главами государств и правительств в феврале 1986 г. и вступивший в силу с 1 июля 1987 г., объявил две главные цели: создание европейского внутреннего единого рынка к концу 1992 г. и усиление экономического и социального объеди­нения ЕС. Для этого Акт предусмотрел некоторые структурные преобра­зования (например, усилил роль комиссии и Европейского парламента) и внес поправки в Римский договор с целью оживления социальной политики сообщества и стимулирования в его рамках социального диалога.

Для достижения поставленных целей Акт предусматривает разработку новых направлений в политике ЕС, в том числе реформы в социохозяйственной и финансовой политике, проведение реформ в области труда. Все это получило в дальнейшем более глубокое развитие в новой "Хартии Сообщества фундаментальных социальных прав трудящихся", принятой 9 декабря 1989 г. в Страсбурге.

4.Миграция рабочей силы в РФ и СНГ

Сложившееся в экономике стран СНГ тяжелое положение привело к заметному ухудшению ситуации на рынках труда этих стран. В конце 1991 - начале 1992 г. здесь усилились экономические процессы, сопро­вождавшиеся сокращением рабочих мест. Этот рост числа безработных связан с постоянным падением производства, нарушением хозяйственных связей и углубляющимся кризисом в экономике в связи с распадом бывшего СССР; сокращением вооруженных сил и высвобождением значительного числа военнослужащих, которых необходимо обеспечить работой; несоот­ветствием выпускников учебных заведений тем требованиям, которые выдвигаются на современном этапе развития российского общества, и, наконец, усиливающимися миграционными процессами в пределах стран СНГ. Кроме того, здесь необходимо учесть и противоречивые тенденции, имевшие место в прошлом, в развитии рынка труда в бывшем СССР, а именно: хронический дефицит рабочей силы одновременно с избыточной занятостью, максимальным использованием женщин и пенсионеров. Коли­чественная несбалансированность рынка труда здесь дополнялась диспропорциями в самой структуре спроса и предложения. Во многих случаях рабочие места заняты людьми, не имеющими соответствующего образо­вания, в то время как на рынке рабочей силы наблюдался избыток спе­циалистов, окончивших средние и высшие учебные заведения.

Масштабы и характер нынешней безработицы в странах СНГ тесней­шим образом связаны с перспективами развития различных отраслей промышленности в новых условиях рыночной экономики. Практически во всех странах СНГ в большинстве отраслей промышленности сокращается численность занятых работников. В несколько лучшем положении находятся сырьевые отрасли, производящие экспортную продукцию (прежде всего нефтегазовая, добы­вающая промышленность). Наиболее тяжелое положение сложилось на предприятиях ВПК. По некоторым прогнозам, только на предприятиях ВПК РФ в ближайшем будущем может быть освобождено порядка 1 млн. человек. Как ни парадоксально, в затруднительном положении при продаже работы оказались специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки. По прогнозам, общий рынок труда может составить в России в 1998 г. 13 млн. человек. Ожидается, что около 7 млн. человек трудоустроятся самостоятельно. В органах государственной занятости населения будет зарегистрировано в качестве лиц, ищущих работу, около 6,3 млн. человек. Из этого числа примерно 2,5 млн.  человек с помощью службы занятости будут трудоустроены на вакантные рабочие места, а остальные 3,8 млн. человек окажутся на то или иное время безработными. Из них 1,6 млн. человек смогут получить новую специальность в системе профпереобучения и переподготовки. Остальные 2,2 млн. будут получать пособие по безработице.

Таким образом, безработица становится социально-значимым явлением. В странах СНГ, создающих принципиально новую ситуацию на национальных рынках труда этих стран, объективно стимулирующую поиски работы за пределами страны. И это не говоря о продолжающемся ухудшении материального положения миллионов людей. Экспорт рабочей силы — общепринятое и широко распространенное явление в нынешней мировой практике, один из наиболее действенных факторов формирования мирового рынка труда. Обычно трудовая миграция за пределы страны развивается на основе:

*межправительственных соглашений;

* договоров подрядов фирм, предприятий разных стран;

* индивидуальной инициативы самого работника;

* рекомендаций посреднических коммерческих фирм;

*  нелегальных каналов.

Однако процесс миграции из стран СНГ развивается в большей степени стихийно, в меньшей организованно, и, естественно, каждая из этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для всех участников, а значит и разные социальные и социально-психологические последствия. Из разных стран мира на поиск работы ежегодно устремляются около 23 млн. человек. Численность иностранных рабочих в США колеблется от 5 до 6,5 млн. человек, в странах Западной Европы - от 4 до 12 млн., в Латинской Америке - от 3,5 до 8 млн., на Ближнем Востоке - от 1 до 3 млн. человек. Удельный вес иностранных рабочих в Швейцарии составляет 17% от всей занятости рабочей силы, ФРГ - 8, Франции - 7,3, Австрии - 5,8%, Объединенных Арабских Эмиратах - 90%.

В странах СНГ еще не создана прочная правовая база, позволяющая эффективно защищать ин­тересы своих граждан, выезжающих на работу за рубеж. Пока еще прак­тически не создан государственный механизм контроля за выездом рабо­чей силы и за наймом иностранной рабочей силы.

Экспорт рабочей силы из России в другие страны не стал еще массовым и носит в основном эпизодический характер и с выездом главным образом ученых, инженеров. Следует особо выделить проблему "утечки умов". Длительное время эта проблема была политизирована и рассматривалась как негативное яв­ление, наносящее непоправимый ущерб стране, из которой выезжают ученые. Сегодня наметились попытки более глубоко проанализировать это сложное неоднозначное явление. Прежде всего важно выявить истин­ные мотивы, лежащие в основе выезда ученых на работу за рубеж. Про­веденные группой российских социологов эмпирические исследования "утечки умов" из научно-исследовательских организаций показали, что наряду с мотивами научно-профессионального характера важную роль в принятии учеными решениями об эмиграции играют общесоциальные факторы: политическая нестабильность, отсутствие достаточных гарантий демократического пути общественных преобразований, противоречия эт­нического порядка и т.д. Но важно и другое: уходят в прошлое сложив­шиеся стереотипы в оценке самого феномена эмиграции научных работ­ников только лишь с морально-патриотических позиций. Более суще­ственной причиной утечки научных кадров из России и других стран СНГ является то, что в этих странах наблюдается большое несоответствие творческого потенциала ученых с дальнейшим стремительным снижением уровня жизни, стандартов быта. Все эти обстоятельства в ближайшей перспективе в той или иной степени будут стимулировать отток высоко­квалифицированных научных кадров из стран СНГ. Уже в 1989 г. из бывшего СССР выехало свыше 70 тыс. научных работников. В 1990 г. каждый шестой эмигрант (из бывшего числа 450 тыс. граждан, полу­чивших разрешение на выезд) являлся ученым, инженером или врачом. Реальный уровень жизни научных сотрудников в странах СНГ продол­жает стремительно падать. Средняя заработная плата наших ученых су­щественно уступает оплате труда рабочих промышленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.