Есть ряд должностей по которым вакансий больше, чем претендентов. Появились специальности настолько новые, что в этой области еще не успел возникнуть переизбыток подготовленных кадров. Так, например, еще недавно объем торговых операций с Западом был незначительный. Поэтому специалистов по растамаживанию, контролю за грузооборотом было мало. Политические, последовавшие за ними экономические перемены внесли свою корректировку в социальный заказ. Стали нужны логистики (специалисты, управляющие информационными и реальными потоками грузовых товаров). Слово «агент» постоянно встречается в объявлениях «Предлагаю работу». Это одна из самых нужных профессий в быстро расширяющихся сферах торговли и рекламы.
Много вакансий в вечных сферах обслуживания, финансов, управления. Причина этому в том, что резко изменились требования по содержанию профессиональных знаний и умений для хорошо знакомых должностей. Потребовались секретарши со знанием английского, улыбающиеся продавщицы, директора, которые умеют управлять в системе не планируемой экономики и конкуренции. Это создало ситуацию, когда многие старые кадры с записью в трудовой книжке «секретарь, продавщица, директор» не подходят на новые должности с такими же названиями. В современных условиях их прежний опыт значительно обесценился.
Обречен бухгалтер, намертво вцепившийся в деревянные счеты или даже электронным калькулятором. А вот его коллега, закончивший аудиторские курсы, благоденствует. Если для бухгалтера раньше важна была хорошая память, то теперь необходимыми стали гибкость мышления и способность быстро воспринимать новую информацию.
По данным АО «АГЕНТСТВО КОНТАКТ», уровень спроса на специалистов на начало 1997 года выглядит следующим образом:
торговые работники - 3 1 %;
бухгалтеры, аудиторы, финансисты - 22 %;
секретари - 13 %;
программисты, технические специалисты - 5 %;
управленцы и кадровики - 6 %;
специалисты по маркетингу и рекламе - 5 %;
банковские специалисты - 3 %;
работники сферы бытовых услуг - 3 %;
логистики - 3 %;
юристы - 1 %.
Но многие выпускники вузов, получившие нужные специальности, не могут устроиться на работу. Профессиональная подготовка, разумная занятость молодежи - важнейшая проблема для любого государства, вне зависимости от уровня его общественного богатства. Недостаточные инвестиции в социальную сферу, в человека сказываются прежде всего на молодых людях. Не случайно по рейтингу индекса развития человеческого потенциала, разработанному ООН, Россия находится лишь на 57-м месте, где-то между Польшей и Бразилией.
По данным Федеральной службы занятости, в прошлом году в общем числе зарегистрированных безработных более 20 % - молодые люди, не достигшие двадцатипятилетнего возраста. Можно предположить, что на практике и эта цифра сильно занижена, так как далеко не каждый юноша или девушка, не имеющие работы, обращаются в службу занятости.
В разных регионах рынок труда складывается по-разному. В Москве проблема безработицы стоит не так остро, как в целом по России. В столице есть множество бирж труда, как государственных, так и частных. Функционируют более 200 коммерческих
обществ труда и занятости, которые за плату подбирают для работодателей нужных им специалистов. В регионах, где уровень безработицы значительно выше, а центр занятости максимум один на район, на каждую открывшуюся вакансию претендуют несколько человек. И молодые в этой очереди зачастую оказываются не в первых рядах.
Поэтому именно в регионах Федеральная служба занятости проводила эксперимент, который условно назвали «Молодежной практикой». Для юношей и девушек организовали курсы по 62 специальностям. Готовили бухгалтеров, слесарей по ремонту автомобилей, медсестер, портных, кондитеров. Важно, что обучение чередовалось с производственной практикой на более или менее стабильных предприятиях. Именно практика позволила 65 % занимавшихся закрепиться на работе.
Есть и другие хорошо зарекомендовавшие себя формы. В Красноярском крае, Сургуте и Сургутском районе созданы экспериментальные межшкольные учебно- производственные комбинаты. Там помогают получить профессию старшеклассникам школ. В Санкт-Петербурге до 8 тысяч рабочих мест бронируют специально для молодежи. В Тульской, Владимирской, Тверской, Рязанской и некоторых других областях открыты «Клубы ищущих работу»». Там учат пользоваться в поисках вакансий различными источниками информации, выгодно «подать» себя работодателю, чтобы не получить отказа в приеме на работу.
Увы - все эти формы, поднимающие конкурентоспособность молодежи на рынке труда, не получили пока широкого распространения, хотя не требуют больших денежных средств, а отдачу могут принести в ближайшем будущем ощутимую. Вероятно, можно найти и другие интересные способы, помогающие молодым в поисках работы. Важно только понимать: «молодое лицо» безработицы опасно для будущего, потому что альтернативой труду может быть только наркомания, алкоголь и преступность. Но многие работодатели предпочитают не брать зеленого специалиста, разбирающегося лишь в теории. Сегодня руководители фирм, работающие на современном технологическом уровне и с применением новых форм управления, тратят в среднем от несколько месяцев до полугода на поиск подходящего сотрудника, несмотря на то, что многие люди ищут работу.
Фирмы. Что могут фирмы?
Существуют три типа фирм: единоличные владения, партнерства и корпорации. Значимые фирмы являются корпорациями. Благосостояние владельцев всех трех типов фирм растет по мере увеличения прибыли фирм.
Единоличные владения - это предприятия, находящиеся в собственности одного лица, имеющего полное право на полученную в результате хозяйственной деятельности прибыль и полностью ответственного за любые убытки, которые терпит предприятие.
Предположим вы решили открыть на углу магазин здоровой пищи. Если ваш магазин здоровой пищи процветает, возможно вы захотите расшириться. Где взять на это средства? Если лично у вас денег недостаточно, вы попытаетесь достать необходимые финансовые средства у друга или родственника, который в этом случае станет вашим партнером или компаньоном.
Партнерство - это предприятие, находящееся в совместной собственности двух или более лиц, имеющих свою долю в прибыли. Каждый из владельцев, или партнеров, несет совместную ответственность за все убытки, которые терпит предприятие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12