Рефераты. Рынок лизинговых услуг в РФ p> Здесь сделки по лизингу отличаются большими объемами привлеченных средств под каждую единицу оборудования. Большие подвижки наметились в сфере авиационного лизинга и лизинга водного транспорта, где поддержку оказывает Российское государство. Во многих регионах происходит переоснащение медицинских учреждений новым оборудованием в рамках региональных программ здравоохранения.
Сегодня региональные власти уделяют значительное внимание лизингу при решении экономических проблем. Полгода назад созданная «Межфракционная рабочая группа по решению проблем 2003 года ГосДумы ФС РФ» рассматривает лизинг как одну из возможностей решить (смягчить) проблему износа основных фондов. По прогнозам экспертов износ составит более 90%. Также в ГосДуме поднимался вопрос о лизинге ядерного топлива. Заинтересованные лица пытаются вместе с законодателями использовать и распространить преимущества лизинга на такой вид деятельности, как производство и поставка ядерного топлива на российские и зарубежные электростанции.
Это дало бы возможность:
. повысить конкурентоспособность российского производителя, помочь ему не только удержать сегодняшние рынки, но и освоить новые;
. ужесточить международный контроль за нераспространением ядерных технологий и тем самым обезопасить мир;
. использовать эффективный финансовый инструмент в одной из самых наукоемких отраслей, и в результате дать ей дополнительный стимул для развития.
То есть решение проблем, как экономических, так и политических.

Но существующие законодательные ограничения не позволяют это сделать, потому что ядерное топливо, по сути приравнивается к мазуту, углю, газу, т.е. относится к потребляемым вещам, следовательно, не может быть предметом лизинга. И если ядерное топливо будет относиться к непотребляемым вещам, то проблема будет решена.


Лизинговые Компании в России

На сегодняшний день в России можно выделить шесть основных типов лизинговых компаний:
1. лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, либо сами являющиеся коммерческими банками;
2. лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку;
3. полукоммерческие лизинговые компании;
4. лизинговые компании, созданные торговыми компаниями;
5. иностранные фирмы - поставщики оборудования;
6. международные лизинговые компании.
Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.
1). Коммерческие лизинговые компании, созданные банками, либо сами являющиеся коммерческими банками, в большинстве случаев ориентируются на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает преимущественного обслуживания клиентов "собственного" банка.
Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеют большой портфель заказов. Они, как правило, похожи на западные, используют наиболее современные методы работы, имеют квалифицированный персонал.
В качестве примера этого типа компаний можно назвать: "Интеррослизинг"
(создан ОНЭКСИМ-банком и Международной финансовой компанией), "Балтийский лизинг" (Промстройбанк, г. Санкт-Петербург), и т. д.
2). Коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку. Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, практики считают: сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- и судоперевозки).
К лизинговым компаниям этого типа относятся: "РОСАГРОСНАБ",
"РОССТАНКОИНСТРУМЕНТ", и т. д.
Некоторые лизинговые компании организованы по территориально-отраслевому принципу: Тюменская агропромышленная компания, и т. д.
3). Полукоммерческие лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов и финансируемые (частично или полностью) за счет соответствующих бюджетов, а также региональные организации, созданные для поддержки малого предпринимательства и получившие лицензию на проведение лизинговых операций: "Московская лизинговая компания"(основной учредитель - Московский Фонд поддержки предпринимательства), "Сибирская лизинговая компания", и т. д.
Особенностью этого вида лизинговых компаний, особенно созданных непосредственно государственными и муниципальными структурами, является жесткая ориентированность на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний.
4). Лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие прямых связей ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами, такие как: "Юнит Лизинг",
"Крейт Лизинг" и другие.
Как правило, эти компании создаются для привлечения корпоративных клиентов, имеющих возможность приобретать большие объемы оборудования, например оргтехники, торгового оборудования и т.д.
5). Иностранные фирмы - поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий, в основном большегрузных автомобилей, хотя в последнее время эта тенденция постепенно распространяется и на производителей множительной, оргтехники, в некоторых случаях, печатного оборудования. Они используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции. Они были вынуждены создавать лизинговые компании в связи с постепенным насыщением рынка и возросшей конкуренцией. Типичными примерами таких компаний являются: XEROX,
IVECO, SCANIA, DAF.
Лизинговые сделки, заключаемые иностранными фирмами-производителями, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного лизингополучателя.
6). Международные лизинговые компании используют возможность получения более дешевых по сравнению с внутренними кредитных ресурсов и высокую степень осторожности к неизвестным российским лизинговым компаниям со стороны западных производителей и поставщиков оборудования. Такой компанией является, например, Российско-германская лизинговая компания (РГ-лизинг), активно занимающаяся в последнее время лизингом полиграфического оборудования.

Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно.

Коммерческие возможности и конкурентное давление вынуждают начать лизинговую деятельность в России для поддержки международных поставщиков.
Главной задачей международных лизинговых компаний, действующих в России, является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для обслуживаемых ими производителей.
Со слов экспертов, объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров.
Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России. Предполагается значительное расширение этой формы международного финансирования.

Оборот большинства наших лизинговых компаний ежегодно превышает 5–10 млн. долларов США, а у некоторых из них он выходит за 100 млн.
В большинстве случаев лизинговые компании создаются юридическими лицами
(более 40%) и банками (более 25%), реже физическими лицами (15%) и иностранными инвесторами (3%). Более 70% инвестиций приходятся на
Европейскую часть России, на долю Урала и Западной Сибири приходится около
15%, а на Дальний Восток - менее 10%. В такой же пропорции распределяется и региональное расположение лизинговых компаний, причем около 40% от их общего числа находится в Москве. Наиболее значительных объемов достиг лизинг промышленного и технологического оборудования.

Среди страховых компаний, крупнейшими являются такие известные, как
«Ариадна», РОСНО, Военно-страховая, Промышленно-страховая, Русская страховая компания, «Нефтеполис».

Перспективы лизинга в России

Доля лизинга в общем объеме инвестиций в развитых странах достигает
30%. В нашей стране можно пока говорить только о 1,2–1,5%. Однако, как уже говорилось, этот вид деятельности очень динамично развивается. За последние три–четыре года мы имели экспоненциальный рост объемов лизинговых операций.

Все большую поддержку лизинг встречает и у банков — а это основа данного бизнеса. Сегодня многие банки готовы пересмотреть свою кредитную политику в сторону увеличения сроков кредитования лизинговых операций и снижения цены кредитов. Однако над ними довлеют общая экономическая ситуация и банковское законодательство, которое пока не дает банкам преимуществ по этому направлению деятельности, медленно восстанавливается межбанковский кредитный рынок и сложная ситуация с кредитной активностью банков из-за кризиса 1998 года. Несмотря на это, многие банки сегодня создают собственные компании, работают по лизингу с корпоративными клиентами. Большим подспорьем в увеличении доли лизинга в инвестициях может стать иностранный капитал, но иностранцы по-прежнему дают низкую оценку инвестиционному климату в России, хотя капитал все же притекает и реальный сектор. Причины этому – это нестабильность регулирования, налогов и несовершенство законов, 127-е место в мире по «индексу экономической свободы», одно из первых мест по «индексу коррупции» и т.д.

Есть надежда, что государство будет оказывать более решительную поддержку всему российскому лизингу.
Важно отметить, что одной из главных предпосылок развития лизинга в российских условиях является то, что для банков облегчается проблема залога, так как им служит само предоставленное оборудование, которое, при нарушении договорных условий, может быть отобрано.

В заключение хотелось бы почеркнуть, что распространение лизинга в России сдерживает и такой важный фактор, как неподготовленность лизингополучателя.
По данным Московской лизинговой компании, из 700 заявок московских предпринимателей только 2% получили положительное экспертное заключение.

21/10/2001

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭССЕ НА ТЕМУ: « Рынок лизинговых услуг России».

Преподаватель: Газман В.Д.
Подготовил студент:
Инюцын А.Ю.,гр.БиБД

2001


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.