Рефераты. Рынок и его экономическое обоснование

Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью. Так как,  во-первых, человек стремится к более качест-венным  решениям  какой-либо  проблемы засчет получения прибыли и повышения зарплаты,  во-вторых,  экономический рост создает новые рабочие места,  в-третьих, экономический рост облегчает структур-ные изменения в народном хозяйстве и содействует  НТП,  в-четвер-тых, экономический рост служит гарантией социального обеспечения.

Стабильный уровень цен.

Обеспечение стабильного уровня цен является одним из  основ-

ных инструментов  решения задачи.  Обеспечение стабильного уровня цен осуществляется за счет независимого  от  правительства  цент-рального эмиссионного банка,  за счет надежной финансовой системы государства и за счет обеспечения сбалансированности внешнеэконо-мических связей.  Стабильность  денежной системы является предпо-сылкой функционирования механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной справедливости на практике.

Высокий уровень занятости.

Стремление к высокому уровню занятости существует не  только

по экономическим причинам, но и по социальным и политическим при-чинам. В результате каждый трудоспособный гражданин  может  всту-пить в  трудовую жизнь и зарабатывать средства для существования.  При потери места он имеет право требовать пособие по безработице.

Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией. Тарифная автономия позволяет работодателям или  проф-союзам и  на  основе собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда. Вместе с тем тарифная автономия тре-бует учета и общественного блага.

Социальное обеспечение и справедливость.

Цель социального обеспечения и справедливости и справедливо-

го распределения доходов и имущества достигается путем  регулиро-вания тарифных  договоров и за счет системы социального законода-тельства.

Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке,  по социальным причинам  исправляется  государством  за счет дополнительного налогового облажения или за счет распределе-ния дополнительных средств. Однако речь идет не просто о выравни-вание доходов. В системе рыночного хозяйства равенство доходов не является положительной целью.  Различие доходов является  сущест-венной движущей  целью  для экономической динамики.  Выравнивание доходов означает направление ситуации в пользу тех, кто не в сос-тоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.

Система рыночных  отношений  внедряется  в России с большими трудностями и издержками.  В качестве объективного фактора  этого явления можно  назвать то,  что в России никогда не было социаль-но-рыночного хозяйства.  Для формирования рыночной системы в Рос-сии необходим ряд условий и институтов:

1.   Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы.  С  1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности.

Этапы: а) ваучерная приватизация

б) денежная приватизация

2.   Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводс-твенного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономи-ческой ответственностью.

3.   Установление экономической системы,  базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами.

4.   Введение свободных  или  мягко  регулируемых  цен.  Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была прове-дена реформа, и сейчас существует три вида цен:

а) устанавливаемые государством

б) регулируемые государством

в) цены свободного рынка

5.   Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого требуется  использование в определенных сочетаниях экономи-ческих, технических и социальных предпосылок.

·       Экономические предпосылки.

На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное  количество продавцов и покупателей.  Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным,  если 4 фирмы контроли-руют 80%  отрасли.

·       Технические предпосылки.

Необходим определенный уровень специализации и концентрации  про-изводства, обеспечение технического превосходства изделий, их ка-чества.

·       Социальная предпосылки.

Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).

6.   Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.

Необходимо проведение следующих мер:

а) увеличение доходной части бюджета

б) укрепление национальной валюты

в) сокращение расходов на управление

г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств

 

Лекция N3

7.   Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры:

·       создание сильного рыночного законодательства;

·       формирование банковской, страховой и биржевой системы.

8.   Обеспечение открытости экономики,  ее интеграция в систему ми-рохозяйственных связей.

Реализация этого  условия  предполагает предоставление права любой экономической организации осуществлять  внешнеэкономические операции с  инофирмами,  в  соответствии с законодательством,  на равных условиях с остальными производителями действовать на внут-реннем рынке. Но существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы; б) частичная конвертируемость рубля.

9.   Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики.

Рынок - это социальный институт,  требующий от людей опреде-ленных норм поведения.  Для России характерен человек-администра-тивный. Для такого человека характерна привычка к жизни в  струк-туре, где господствуют связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному послушанию,  привычен к нарушению его граж-данских прав. Для него характерна закононепослушность, нижние на-деются на верхних,  признают социальное  неравенство  как  норму.  Предпринимательские установки распространены слабо. Распростране-ние имеет уравнительные тенденции.

Социальная справедливость - это равенство в потребление,  но не в возможностях.

Механизм управления и регулирования рыночной экономики.

Управление общством в целом,  и в том числе социально-эконо-

мическими процессами, следует рассматривать в трех аспектах:

·       содержательном

·       функциональном

·       структурном

Управление в содержательном аспекте представляет собой  сис-тему целенаправленных  действий,  осуществляемых непосредственным субъектом управления,  основанных на знании законов развития  об-щества и направленных на достижение поставленных обществом целей.

Управление в функциональном аспекте представляет собой  сис-тему, проявляющую свое содержание в следующих функциях: а) Подготовка и принятие управленческих решений.  б) Организация управления решений.  в) Стимулирование выполнения решений.  г) Учет и анализ хода управления решений.  д) Контроль процесса выполнения принятого решения.  е) Оперативное управление процессом выполнения решений.

Управление в структурном аспекте рассматривается как органи-ческое единство двух подсистем:

·       подсистемы политики;

·       подсистемы механизмов ее реализации.

Политика - это категория,  которая характеризует  отношения, возникающие между классами, социальными слоями, внутри классов по вопросам государственной власти, определения форм и методов госу-дарственного руководства управления обществом.

Политика структурно делится на стратегию и тактику:

Стратегия - это долговременный курс,  который предусматривает ре-шение крупномасштабных задач.

Тактика -  это разработка системы мероприятий по реализации стра-тегии.

Политику также можно рассматривать в содержательном,  струк-турном и функциональном аспектах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.