Рефераты. Рынок еврооблигаций p> Это произошло по нескольким причинам. Основная причина заключается в том, что размещение российских еврооблигаций - первое после мирового финансового кризиса. Кроме того, незадолго до выпуска одно из ведущих рейтинговых агентств -Moody's - снизило кредитный рейтинг России по долгосрочным заимствованиям в иностранной валюте. А именно на оценке рейтинговых агентств ориентируются инвесторы.

Помимо этого размер комиссии за управление и обслуживание выпуска, как заявили банки Deutsche Morgan Grenfell и SBC Warburg, составляет 2,75% от суммы займа. Это также увеличивает стоимость заимствования. Негативное влияние на обстановку вокруг размещения евробондов оказал и правительственный кризис в России. Символично и то, что российский фондовый рынок никак не отреагировал на очередное размещение евробондов.

Всего на сегодняшний день Россия выпустила девять траншей еврооблигаций, последний из которых, как и первый, был номинирован в американских долларах. Разнообразие валют, в которых Россия выпускала свои бумаги было не особо большое. Из девяти траншей, семь из них было выпущено в американских долларах, два - в немецких марках и один - в итальянских лирах. Выпуск облигаций в лирах носил большой политический оттенок. Во- первых, это видно из-за очень маленького объема выпуска (750 млрд. лир примерно равно 350-400 млн. долларов), во-вторых, выпуск был произведен после договоренности о начале проекта ГАЗ-Фиат.

Успешное размещение первого транша российских бумаг для местных администраций было подобно стартовому выстрелу. О намерении пойти по пути федеральных властей немедленно заявили правительства Москвы, Санкт-
Петербурга, Нижнего Новгорода, а также Московской и Свердловской областей, республик Татарии и Марий Эл. Впрочем, поддержку федерального правительства получили лишь инициативы первых трех городов.

В апреле 1997 года президент России Борис Ельцин подписал указ “О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти Москвы,
Санкт-Петербурга и Нижегородской области”. К настоящему времени именно эти три региона разместили еврооблигационные займы.

Остановимся поподробнее на займе Нижегородской области. Чуть более трех с половиной лет назад бывшим губернатором Борисом Немцовым было принято решение о крупном внешнем заимствовании на мировом финансовом рынке. Делать это решили в два этапа. Сначала нужно было получить кредитный рейтинг, а уже потом - определять форму заимствования. Как вариант, рассматривалась возможность получения индицированного кредита западных банков. Остановились все-таки на рынке еврооблигаций.

Осенью 1997 года администрация области провела конкурс среди крупнейших мировых финансовых институтов по выбору рейтингового консультанта, которым стал англо-голландский банк ING Barrings. Oн же был признан и в конкурсе на право стать ведущим менеджером нижегородского еврозайма.

Работы по рейтинговому консультированию и получению кредитного рейтинга были проведены в крайне сжатые сроки - за три месяца. Москва на получение рейтингов затратила 8 месяцев, а Петербург - около года. 25 февраля два крупнейших рейтинговых агентства Moody's и Standart & Poor's определили кредитный рейтинг Нижегородской области, который оказался равным рейтингу Российской Федерации: Ва2 и ВВ- соответственно.

В конце марта 1997 года работы по выпуску еврооблигаций были приостановлены из-за смены руководства области: размещать еврооблигации в условиях политической нестабильности, обусловленной проходящей предвыборной кампанией, было невозможно. Несмотря на то, что область была уже готова выпустить еврозайм уже в конце мая, размещение еврооблигаций было отложено на середину сентября.

Результатом работы с аппаратом правительства РФ, Министерством финансов, Центральным банком, стал указ Президента (см. выше), которым на эмиссии еврооблигаций трех субъектов федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и
Нижегородской области - был распространен льготный режим налогообложения, действовавший в отношении еврозаймов России. Западными фирмами была проведена всесторонняя юридическая проверка Нижегородской области как эмитента.

Основным условием, благодаря которому выпуск стал возможен, можно считать тот факт, что с 1993 года область наладила управление собственными финансами и в течение последних лет жила по средствам, проводя очень осторожную политику заимствований на внутреннем рынке страны. Западные инвесторы особо отметили, что областные власти изначально намеривались использовать полученные от продажи еврооблигаций средства на рефинансирование старых долгов и финансирование затратных статей бюджета.
Нижегородские еврооблигации были признаны более консервативными (в финансовом мире консервативность - синоним надежности по сравнению с евробондами Москвы и Санкт-Петербурга.

В итоге Нижегородская область, которая провела размещение после двух столиц, разместила еврооблигации на более выгодных условиях: купонная ставка (процент, выплачиваемый эмитентом инвестору) про бумагам
Нижегородской области ниже, чем у аналогичных ценных бумаг , то есть
Нижегородская область будет тратить на обслуживание своего еврозайма меньше средств, чем другие российские эмитенты.

При размещении иностранцы проявили удивительную дотошность. Их интересовали мельчайшие подробности нашей жизни, от политической ситуации в стране до состояния местной казны. Как пошутил директор областного департамента финансов Виктор Лукин, бюджет они знали не хуже него самого, приводили цифры, задавали каверзные вопросы что будет с нашей промышленностью, как власти станут сокращать дефицит бюджета, когда расплатятся с населением по детским пособиям и зарплате. Нижегородцы провели два радиотелефонных моста с Нью-Йорком. Интерес к нашим евробондам проявили и американцы. Многих собеседников Склярова радовало, что нынешний нижегородский губернатор является преемником Бориса Немцова.

Спрос на нижегородские еврооблигации превысил предложение: количество заявок зашкалило за 100 миллионов долларов.

В октябре 1997 года средства от размещений поступили в область.
Распоряжением губернатора области созданы по отраслевому принципу 12 рабочих групп, задачей которых будет оценка целесообразности использования средств еврозайма для финансирования инвестиционных проектов предприятий и организаций Нижегородской области.

В размещении еврооблигаций приняли участие американские, европейские и японские банки. Вот официальный состав синдиката банков, принявших участие в размещении:

- ING Barrings (лид-менеджер выпуска);

- MC-BBL Securities (со-lead manager);
- CS First Boston, Salomon Brothers, МФК “Ренессанс”, J.P.Morgan, Merill
Lynch, Nomura International, Goldman Sachs, Deutsche Morgan Grenfell,
Morgan Stanley, Raiffeisenbank, Creditanstalt - (co-managers).

Состав более чем впечатляющий. Российский финансовый консультант
Нижегородской области по выпуску евробондов - коммерческий банк
“Еврофинанс”.

В целом докризисный дебют России на рынке еврооблигаций можно признать вполне успешным. Сроки проведения выпусков, условия и валюта займов были выбраны достаточно удачно, что позволило привлечь значительные для эмитентов объемы финансирования под сравнительно невысокий процент.
Внешние заимствования оказались более дешевыми по сравнению с привлечением финансовых средств на внутреннем рынке. К сожалению, августовский кризис
1998 года подорвал доверие инвесторов ко всем российским эмитентам из-за отказа правительства выполнять свои обязательства по ГКО/ОФЗ. В результате ведущие аналитические агентства понизили рейтинги российских облигаций на 5
– 6 пунктов. Резко изменились также котировки федеральных и субфедеральных бумаг (см. приложения 4, 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До недавнего времени о еврооблигациях рассуждали лишь специалисты в академических институтах. Для практика же непреодолимым препятствием было отсутствием подобных бумаг, эмитированных государством, а оно медлило, ожидая получения более или менее приличного кредитного рейтинга. В октябре
1996 года рейтинг был получен, Россия разместила свой первый еврооблигационный заем и тем самым открыла дорогу на мировой рынок национальным корпорациям и муниципальным администрациям.

В конце работы хотелось бы предложить некоторые выводы, сделанные на основе изучения рынка еврооблигаций. Итак, чем же сулит организациям и муниципалитетам новая возможность выхода на мировой рынок?

Во-первых, денег на Западе гораздо больше. Размер рынка еврооблигаций измеряется сотнями миллиардов долларов, а объем займа, как правило, колеблется от 100 до 300 млн. долларов. Помимо европейских на вторичном рынке облигации могут покупать американские и азиатские инвесторы, а это еще сотни миллиардов долларов.

Во-вторых, даже не очень длительный по европейским меркам облигационный заем (3-5 лет] в нашем представлении - долгосрочный, ведь о том, чтобы взять кредит на такой срок у отечественного банка можно и не думать.

В-третьих, деньги еврозайма - едва ли не самые дешевые. Это обусловлено и большим объемом предложения денег на мировом рынке, и тем, что банки, покупающие еврооблигации, резервируют под них существенно меньше, чем под кредиты, а значит, и покупают их выгоднее. Ставка процентов по облигациям определяется кредитным рейтингом эмитента и не может быть выше, нежели у правительства его страны.

В-четвертых, выпуск облигаций не требует обеспечения. Как отметил, начальник отдела проектного финансирования компании “Горизонт” (финансовый консультант “Газпрома”) Андрей Жеребцов “Газпрому” удалось получать кредиты у западных банков под 8-9% годовых (менее именитые российские компании удовлетворяются 15-18% годовых), но при этом банк обычно требует обеспечения, например, контрактами на поставку газа.

В-пятых, выпуск облигаций, в отличие от акций, не приводит к размыванию акционерного капитала. Это неприятно вообще, а в наших условиях
- особенно. Ведь, как отметил директор по управлению активами РАО “ЕЭС
России” Александр Лопатин, поскольку при неразвитом отечественном фондовом рынке акции компаний недооценены, их выпуск означает распродажу активов компании по сниженным ценам.
| | | | | | | |

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берзон Н. Рынок еврооблигаций – ключевые моменты // Рынок ценных бумаг.
– 2000. - №9. – С. 73 – 75
2. Благодатин А. Сколько стоил обмен ГКО на евробонды? // Финансовый бизнес. – 1998. - № 11 – 12. – С.32
3. Бондарь Т. Опыт внешних облигационных заимствований российских регионов
// Рынок ценных бумаг. – 2000. - № 9. – С.76 – 79
4. www.rbk.ru
5. www.finmarket.ru

Приложение 1

Структура международных облигационных займов, млрд. долларов США


| |Брут| | | |Нетто| | | |
| |то-э| | | |-эмис| | | |
| |мисс| | | |сия | | | |
| |ия | | | | | | | |
| |1199|1199|1199|1199|1199|1199|1199|1199|
| |1 |2 |3 |4 |1 |2 |3 |4 |
|Всего |318 |344 |481 |372 |171 |119 |184 |154 |
|Классические |256 |277 |373 |262 |142 |115 |194 |121 |
|С плавающей процентной ставкой |19 |43 |67 |77 |33 |24 |45 |51 |
|Конвертируемые |42 |24 |40 |33 |25 |-20 |-55 |-58 |

Приложение 2

Таблица 2

Рейтинги Standart & Poor's и Moody's

|Standart|Характеристика эмитента |Обладатель |Доходнос|Moody|
|& Poor's| | |ть |'s |
|AAA+ |Возможности эмитента по выплате долга |Швеция |Т+(1-1.5|Ааа1 |
| |и процентов чрезвычайно высоки | |%) | |
| |(облигации наивысшего качества) | | | |
|AAA | |Австралия, | |Ааа2 |
| | |Голландия | | |
|AAA- | |- | |Ааа3 |
|AA+ |Возможности эмитента по выплате долга |Франция |Т+(1.5-2|Аа1 |
| |и процентов достаточно велики | |%) | |
| |(облигации высокого качества) | | | |
|AA | |Испания | |Аа2 |
|AA- | |Финляндия | |Аа3 |
|А+ |Возможности эмитента по выплате долга |Мальта, |Т+(2-2.5|А1 |
| |достаточно велики, но зависят от |Малайзия |%) | |
| |внутриэкономической ситуации | | | |
| |(облигации в верхней группе среднего | | | |
| |качества) | | | |
|А | |Чехия, | |А2 |
| | |Гонконг | | |
|А- | |Чили, | |А3 |
| | |Израиль | | |
|ВВВ+ |Возможности эмитентов по выплате долга|- |Т+(2.5-3|Ваа1 |
| |и процентов зависят от | |%) | |
| |внутриэкономической ситуации на данный| | | |
| |момент (облигации среднего качества на| | | |
| |границе между надежными бумагами и | | | |
| |бумагами со спекулятивным уклоном) | | | |
|ВВВ | |Китай, | |Ваа2 |
| | |Индонезия | | |
|ВВВ- | |Польша, | |Ваа3 |
| | |Колумбия | | |
|ВВ+ |Нестабильность внутриэкономической |ЮАР, Индия |Т+(3-3.5|Ва1 |
| |ситуации может повлиять на | |%) | |
| |платежеспособность эмитента (облигации| | | |
| |в низкой группе среднего качества, | | | |
| |имеющие риск неплатежа) | | | |
|ВВ | |Мексика | |Ва2 |
|ВВ- | |Аргентина | |Ва3 |
|В+ |Ограниченная платежеспособность |Турция, |Т+(4-4.5|В1 |
| |эмитента, соответствующая текущему |Пакистан |%) | |
| |объему выпущенных обязательств | | | |
|В | |Бразилия | |В2 |
|В- | |- | |В3 |
|ССС+ |Некоторая защита интересов инвесторов |- |- |Саа1 |
| |присутствует, но риски и | | | |
| |нестабильность высоки | | | |
|ССС | |- | |Саа2 |
|ССС- | |- | |Саа3 |
|СС+ |Платежеспособность эмитента сильно |- |- |Са1 |
| |зависит от внутриэкономической | | | |
| |ситуации | | | |
|СС | |- | |Са2 |
|СС- | |- | |Са3 |
|С+ |Платежеспособность эмитента полностью |- |- |С1 |
| |зависит от внутриэкономической | | | |
| |ситуации | | | |
|С | |- | |С2 |
|С- | |- | |С3 |
|D |Долги просрочены |- |- | |

Приложение 3

Зависимость доходности еврооблигаций от рейтинга страны

| Страна |Рейтинг Standart & |Доходность годовых, % |
| |Poor's | |
|Франция |АА+ |5,97 |
|Испания |АА |6,97 |
|Италия |АА |7,15 |
|Польша |ВВВ- |6,83 |
|Колумбия |ВВВ- |7,23 |
|ЮАР |ВВ+ |7,61 |
|Венгрия |ВВ+ |8,12 |
|Чехия |ВВ+ |8,21 |
|Перу |ВВ |9,89 |
|Мексика |ВВ |10,62 |
|Россия |ВВ- | |
|Аргентина |ВВ- |10,85 |
|Турция |В+ |8,59 |
|Пакистан |В+ |8,75 |
|Бразилия |В |10,23 |

Приложение 4

Таблица 1

Выпуски еврооблигаций РФ по состоянию на 20.04.2000 г.

|Дата выпуска |Дата погашения|Валюта |Объем |Купонная|Число |Цена |
| | |выпуска|выпуска|ставка, |купонных|размещения,|
| | | |, млрд.|% |выплат в|% |
| | | | | |год | |
|27 ноября 1996|27 ноября 2001|USD |1 |9,25 |2 |99,561 |
|25 марта 1997 |25 марта 2004 |USD |2 |9 |1 |100,000 |
|26 июня 1997 |26 июня 2007 |USD |2 |10 |2 |99,164 |
|28 октября |28 октября |USD |0,4 |10 |2 |103,500 |
|1997 |2007 | | | | | |
|31 марта 1998 |31 марта 2005 |DEM |1,25 |9,375 |1 |99,668 |
|30 апреля 1998|30 апреля 2003|ITL |750 |9 |1 |98,710 |
|10 июня 1998 |10 июня 2003 |USD |1,25 |11,75 |2 |98,790 |
|24 июня 1998 |24 июня 2028 |USD |2,5 |12,75 |2 |98,437 |
|24 июля 1998 |24 июля 2005 |USD |2,969 |8,75 |2 |73,801 |
|24 июля 1998 |24 июля 2018 |USD |3,466 |11 |2 |73,858 |

Таблица 2

Выпуски еврооблигаций субъектов РФ по состоянию на 20.04.2000 г.

|Эмитент |Дата выпуска|Дата |Валюта |Объем |Купонн|Число |Цена |
| | |погашения |выпуска|выпуска|ая |купонных|размеще|
| | | | |, млн. |ставка|выплат в|ния, % |
| | | | | |, % |год | |
|Москва |31 мая 1997 |31 мая 2000 |USD |500 |9,5 |2 |99,8 |
| |9 апреля |9 апреля |DEM |500 |9,125 |1 |99,83 |
| |1998 |2001 | | | | | |
| |18 мая 1998 |18 мая 2001 |ITL |400 000|9,875 |1 |99,64 |
|Санкт-Пет|18 июня 1997|18 июня 2002|USD |300 |9,5 |2 |99,536 |
|ербург | | | | | | | |
|Н.Новго- |3 октября |3 октября |USD |100 |8,75 |2 |99,742 |
|род |1997 |2002 | | | | | |

Приложение 5

Долгосрочные кредитные рейтинги внешних долговых обязательств субъектов РФ

|Эмитент |Рейтинги по состоянию на 01.08.98 г. и 10.05.2000 г. |
| |Moody`s |Fitch IBCA |Standart & Poor`s |
| |1 августа|10 мая |1 августа|10 мая |1 августа|10 мая |
| |1998 г. |2000 г. |1998 г. |2000 г. |1998 г. |2000 г. |
|Российская |B1 |B3 |BB- |B- |B+ |SD |
|Федерация | | | | | | |
|Москва |B1 |Caa1 |- |CCC |B+ |CCC+ |
|С.-П. |B1 |Caa1 |BB- |CCC |B+ |CCC+ |
|Республика |B1 |Caa3 |- |- |B+ |SD |
|Татарстан | | | | | | |
|Республика Коми |B1 |Caa3 |BB- |C |- |- |
|Республика Саха |Caa3 |Ca |B+ |C |- |- |
|Московская обл. |B1 |Caa3 |B+ |* |- |- |
|Ленинградская обл.| |- |BB- |* |- |- |
|Свердловская обл. |B1 |Caa3 |- |- |B+ |CCC- |
|Самарская обл. |B1 |Caa1 |- |- |B+ |CCC |
|Нижегородская обл.|B1 |Ca |- |- |B+ |* |
|Калининградская |- |- |B+ |CC |- |- |
|обл. | | | | | | |
|Иркутская обл. |- |- |- |- |B+ |CCC- |
|Белгородская обл. |- |- |B+ |* |- |- |
|Красноярский край |B1 |Caa1 |BB- |* |- |- |
|Ямало-Ненецкий АО |B1 |Caa1 |- |- |B+ |CCC- |

*Рейтинг отозван


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.