Рефераты. Рынок экономических ресурсов: степень развитости в условиях России

Рынок экономических ресурсов: степень развитости в условиях России

     Московский Институт Экономики, Статистики и Информатики___

                             Курсовая работа

                             По предмету: «Микроэкономика»

           На тему: «Рынок производственных ресурсов:  

                 степень развитости в условиях России»

                       студента группы ДЛФ-202

                               Рысакова Артёма.



















                           


                                              Москва 2006

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………….…………………3

Глава 1. Понятие и состав производственных ресурсов…………..…………………..4
1.1 Понятие производственных ресурсов………………………………………………4

1.2 Производственные ресурсы России……………………..………………………….6
1.3 Региональный рынок труда………………………………………………………….6

Глава 2. Запасы производственных ресурсов…………………………………..………9
2.1 Учёт запасов производства………………………………………………..…………9
2.2 Уровни цен и производства…………………………………………..………….…12

2.3 Дестабилизирующий фактор……………………………………………….……….13

Глава 3. Дальнейшее развитие промышленного производства……………………………………………………………………………..14

3.1 Дальнейшее развитие: превратится ли увеличение

промышленного производства в экономический рост? ....……………………………14

3.2 Рынок ресурсов и распределение доходов…………………………………………15

3.3 Особенности спроса на ресурсы…………………………………………………….16

3.4 Рынок труда и заработная плата…………………………………………………….20

3.5 Капитал как фактор производства…………………………………………………..25

Глава 4. Земля как фактор производства. Земельная рента……………………………27

4.1 Земля как фактор производства……………………………………………………..27

4.2 Природные ресурсы и экономика России…………………………………………..29

4.3 Земельная рента. Цена земли………………………………………………………..30
Список литературы………………………………………………………………………32




















  Введение.


Вопрос о развитости производственных ресурсов в России является очень сложным. В нашей экономике наблюдались некие скачки:  за время реформ поизводство испытало падение, подверглось воздействию внутренних и мировых финансовых кризисов, затем некий подъем, который, хотя и с колебаниями, продолжается и сегодня. Из-за такого непостоянства невозможно точно оценить ситуацию на российском промышленном рынке.

В данной курсовой работе рассматривается российский производственный рынок, его конкурентоспособность; а также рассказывается о способах конкурентной борьбы на данном рынке.

Конкуренция между производителями - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.



















Глава 1. Понятие и состав производственных ресурсов

Конец формы

1.1. Понятие производственных ресурсов.

Производственные ресурсы предприятия – те ресурсы предприятия, которые используются в процессе производства.

1. Земля – все природные ресурсы, которые используются в производственном процессе (земли, леса, месторождения, водные ресурсы)

2. Капитал – средства производства; производственная инфраструктура; денежные средства, используемые для приобретения средств производства.

3. Труд – физические и умственные способности людей, применяемые при производстве товаров и услуг.

4. Информация упорядоченная система знаний

5. Предпринимательская способность – процесс поиска новых возможностей, предприимчивость, способность к риску:

- предприниматель берет на себя функцию объединения земли, капитала, труда в единый процесс производства, является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы

- принимает решения в процессе бизнеса

- принимает на себя риск не только потери своего времени, труда и деловой репутации, но и вложенных средств.

Все ресурсы являются не бесплатными, ограниченными и редкими.

Наличие большого запаса полезных ископаемых, земельных площадей, водных ресурсов, безусловно, повышает конкурентоспособность российской промышленной среды. Однако эти преимущества находятся на грани исчерпания из-за того, что дешевизна быстро тает.


Закон ограниченности ресурсов: экономические ресурсы недостаточны по своему объему производительности для полного удовлетворения всех потребностей при данном уровне развития; их применение в одной сфере исключает возможность одновременного их использования в другой.

Рассмотрим энергетические ресурсы. В последнее время темпы роста капиталоемкости нефте- и газодобычи, а также производства угля значительно опережали рост производства в этих отраслях. В результате разрыв между внутренними и мировыми ценами на топливно-энергетические ресурсы сократился, а по некоторым видам продукции внутренние цены превысили мировые. Это заметно снижает конкурентные преимущества российской промышленной продукции. Технология добычи полезных ископаемых в России часто такова, что многие виды сырья оказываются низкокачественными, бедными, загрязненными.Надо отметить, что транспортный фактор существенно увеличивает стоимость сырья. Новые месторождения, как правило, находятся в малонаселенных районах Сибири, что требует дополнительных затрат на инфраструктуру транспортной составляющей в цене сырья. Все это удорожает конечную продукцию и ведет к снижению ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках. Труд. Пока разница между почасовой оплатой рабочих в промышленности США и России составляет 15 раз. Но эта дешевизна оборачивается медленным расширением внутренних рынков из-за низкого платежеспособного спроса. Поскольку сейчас наша промышленность больше 85% своей продукции производит для внутреннего потребителя, негативное влияние этого фактора трудно переоценить.

Родственные и поддерживающие отрасли.

Важнейший фактор достижения любой фирмой или отраслью устойчивой конкурентоспособности - наличие у нее «крепкого тыла». Прежде всего это родственные или поддерживающие отрасли, то есть поставщики ресурсов (материалов, комплектующих и т.п.) и участники производственной кооперации.

После распада СЭВ, а затем и СССР многие необходимые составляющие производств можно закупать только за границей. На базе предприятий металлургического комплекса, оставшихся на территории РФ, невозможно за короткое время создать новый единый внутригосударственный комплекс, независимый от межреспубликанских связей и способный полностью обеспечить внутреннюю потребность России в широком спектре материалов. Фактически осталось лишь несколько центров, обладающих набором тех или иных металлургических технологий и развивающихся самостоятельно. Аналогичная ситуация сложилась и с российским машиностроением. Все это ведет к тому, что поставки даже некогда конкурентоспособной отечественной продукции либо совсем прекращаются, либо осуществляются уже по мировым или близким к ним ценам. А это удорожает продукцию и ведет к потере ее конкурентных преимуществ.

Сейчас российский промышленный комплекс начинает активно формировать свою новую структуру с ориентацией на повышение конкурентоспособности продукции. Основа для этого - поиск рынков сбыта конечной продукции в стране и за рубежом, анализ качественных параметров, предъявляемых этими рынками. Затем начинается поиск партнеров, позволяющих производить такую продукцию. И если таких партнеров в стране нет, их место занимает аналогичная продукция мирового рынка. Таким образом формируются цепочки производств, сориентированных на производство продукции с реальными возможностями сбыта.

Отсюда следует, что уровень развития обеспечивающих отраслей (как фактор формирования конкурентоспособности) сегодня в России может быть оценен достаточно низко. Наиболее реальный способ преодоления этого барьера - активное включение отечественных предприятий в систему международной кооперации.

Однако на этом пути невозможно рассчитывать на создание конечной продукции, которая будет конкурентоспособна в силу относительной дешевизны: мировые цены на комплектующие и материалы плюс транспортные расходы на перевозку по территории России способны «съесть» всю экономию на заработной плате. В этих условиях единственно возможным способом создания конкурентоспособной продукции становится ее эксклюзивность, то есть придание товарам особых свойств, отсутствующих у продукции конкурентов.

Это возможно лишь при поддержании высокого интеллектуального потенциала в сфере производства, а потому сохранение и воспроизводство высококвалифицированной научно-технической и художественной интеллигенции становится для страны важнейшим условием будущих успехов на товарных рынках. К сожалению, пока что в политике государства понимание этого отсутствует.

1.2 Производственные ресурсы России

Наличие большого запаса полезных ископаемых, земельных площадей, водных ресурсов, безусловно, повышает конкурентоспособность российской  промышленной среды. Однако эти преимущества находятся на грани исчерпания из-за того, что дешевизна быстро тает[1].

Рассмотрим энергетические ресурсы. В последнее время темпы роста капиталоемкости нефте- и газодобычи, а также производства угля значительно опережали рост производства в этих отраслях. В результате разрыв между внутренними и мировыми ценами на топливно-энергетические ресурсы сократился, а по некоторым видам продукции внутренние цены превысили мировые.

Это заметно снижает конкурентные преимущества российской промышленной продукции. Технология добычи полезных ископаемых в России часто такова, что многие виды сырья оказываются низкокачественными, бедными, загрязненными.

Надо отметить, что транспортный фактор существенно увеличивает стоимость сырья.

Новые месторождения, как правило, находятся в малонаселенных районах Сибири, что требует дополнительных затрат на инфраструктуру транспортной составляющей в цене сырья. Все это удорожает конечную продукцию и ведет к снижению ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.