Рефераты. Рынок ценных бумаг России - становление, оценка эффективности и перспективы развития
Отметим,
что ранее в Положении (ст. 61) разрешалось членство на бирже государственных
исполнительных органов, в основные задачи которых входило осуществление
операций с ценными бумагами. В Федеральном законе “О рынке ценных бумаг” это
положение отсутствует.
Законом
подтверждено обязательное требование о равноправном положении всех членов биржи
(ст. 12). Неравноправное положение членов на фондовой бирже, временное
членство, а также сдача брокерских мест в аренду и их передача в залог не
членам фондовой биржи (фондового отдела) не допускаются. Ранее в Положении
содержалось аналогичное требование. Однако когда биржа была акционерным
обществом, выполнение его было сопряжено с определенными сложностями, так как
какой-либо акционер приобретал привилегированное положение по отношению к
другим членам биржи, имевшим меньшее количество акций.
Весьма
важным является то, что деятельность фондовых бирж регулирует Федеральная
комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Президенте РФ (ФКЦБ).
Вступивший
в силу с момента опубликования Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”,
сохраняя преемственность со старыми регламентирующими документами, в
значительной мере дополняет и уточняет их положения и требования, учитывая опыт
развития российского фондового рынка.
2.2.3
Федеральный закон “О налоге на операции с ценными
бумагами”
Федеральный
закон “О налоге на операции с ценными бумагами”, один из первых, регулирующих
работу российского рынка ценных бумаг, принят 12 декабря 1991 г. (опубликован в
Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 523), почти на две недели раньше
утверждения Постановлением Правительства РСФСР № 78 знаменитого Положения о
выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. В течение
нескольких лет эти документы, наряду с Положением об акционерных обществах,
утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г.
(с изменениями — № 255 от 15 апреля 1992 г.), являлись основными документами,
регламентирующими работу фондового рынка.
С
развитием российского рынка ценных бумаг все более отчетливо стала проявляться
ограниченность этого Закона, заключающаяся в том, что он мог в полной мере
работать лишь на фондовом рынке с развитой инфраструктурой и отлаженной
системой взаимоотношений участников фондового рынка. В реальных условиях
функционирования рынка возможность контроля за правильностью уплаты налога при
заключении договора купли-продажи ценных бумаг даже при операциях с ценными
бумагами в бездокументарной форме становилась все более сомнительной.
Законодательное
закрепление возможности выпуска и обращения ценных бумаг на предъявителя (гл. 7
ГК РФ) сделало невозможным контроль за правильностью уплаты налога на операции
с ценными бумагами со стороны участников сделки с предъявительскими ценными бумагами.
Встала необходимость доработки Закона. Его новая редакция была изложена в
Федеральном законе “О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на
операции с ценными бумагами"”, опубликованном 24 октября 1993 г. в
“Российской газете”. Согласно ст. 3 этот Закон вступил в силу с момента
опубликования.
В
новой редакции Закон предусматривает в качестве объекта налогообложения
номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом, взимаемую в
размере 0,8 % (ст. 2) с эмитента ценных бумаг (ст. 1) и уплачиваемую
плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии
(ст. 5). Правильность уплаты этого налога легко проконтролировать, т. е. этот
Закон стал работающим.
В
старой редакции Закона налог на операции с ценными бумагами носил в
определенной мере фискальные функции, предоставляя пусть теоретическую, но
возможность налоговым органам, с одной стороны, проконтролировать правильность
уплаты налога на прибыль с дисконтной части дохода, а с другой — отследить
выполнение требований антимонопольного законодательства в плане формирования
крупных пакетов акций. В новой редакции Закон не ставит перед собой такие
задачи. Однако необходимость их решения не снимается. Видимо, это будет
предметом решения в иных законодательных актах и регламентирующих документах.
Рассмотренные
выше законы составляют правовую основу функционирования российского фондового
рынка. Кроме того, при решении вопросов функционирования фондового рынка
следует использовать и другие законы и подзаконные акты, к которым относятся:
—
указы Президента РФ, регламентирующие работу российского фондового рынка;
—
постановления Правительства РФ.
Отдельные
специфические вопросы функционирования тех или иных сторон фондового рынка
регламентируются ведомственными документами: письмами, приказами,
распоряжениями и т. п. Право регламентировать работу фондового рынка имеют:
—
Центральный банк РФ;
—
Министерство финансов РФ;
—
ФКЦБ при Президенте РФ;
—
Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом;
—
Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур и другие организации.
Среди
прочих документов, регламентирующих функционирование российского фондового
рынка, следует отметить внутренние, регламентирующие работу фондовых бирж и торговых
площадок. Особенно это относится к внутренним документам ММВБ — крупнейшей
торговой площадки, на которой обращаются государственные долговые
обязательства.
Требования
этих и других документов по конкретным вопросам функционирования фондового
рынка будут рассмотрены нами в последующих главах и особенно в комментариях к
решению большого количества задач, приведенных в конце каждой главы.
3
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА (РЫНА АКЦИЙ) В РОССИИ
3.1
Сделки с акциями за рубежом
Таблица 3.1 - Объемы сделок с
акциями за рубежом
Период
Сделки российских инвесторов с
американскими акциями, млрд долл.
Сделки американских инвесторов с
российскими акциями, млрд долл.
Соотношение совокупных оборотов по
сделкам, %
покупка у американских инвесторов
продажа г американским инвесторам
совокупный оборот по сделкам
покупка у российских инвесторов
продажа российским инвесторам
совокупный оборот по сделкам
1995г.
63
60
123
27
-
27
456
1996г.
124
188
312
293
101
394
79
1997г.
559
221
780
1534
920
2454
32
1998г.
257
215
472
1050
827
1877
25
1999г.
328
315
643
651
570
1221
53
1 кв. 2000 г.
246
221
467
170
53
223
209
Итого
1577
1220
2797
3725
2471
6196
45