Рефераты. Рынок ценных бумаг, и его роль в решении финансовых проблем предприятия

3. В зависимости от порядка владения облигации могут быть:

3.1 Именные, права владения которыми подтверждаются внесением имени владельца в текст облигации и в книгу регистрации, которую ведет эмитент;

3.2 На предъявителя, права владения которыми подтверждаются простым предъявлением облигации.

4. По целям облигационного займа облигации подразделяются на:

4.1 Обычные, выпускаемые для рефинансирования имеющейся у эмитента задолженности или для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, которые будут использованы на различные многочисленные мероприятия;

4.2 Целевые, средства от продажи которых направляются на финансирование конкретных инвестиционных проектов или конкретных мероприятий (например, строительство моста, проведение телефонной сети и т.п.).

5. По способу размещения различают:

5.1 Свободно размещаемые облигационные займы;

5.2 Займы, предполагающие принудительный порядок размещения. Принудительно размещаемыми чаще всего являются государственные облигации (например. Государственные облигационные займы СССР 40 50-х годов).

6. В зависимости от формы, в которой возмещается позаимствованная сумма, облигации делятся на:

6.1 С возмещением в денежной форме;

6.2 Натуральные, погашаемые в натуре Примером натуральных облигаций являются облигации хлебных займов СССР 20-х годов, облигации АвтоВАЗа, выпущенные в 1993 г.

7. Периодическая выплата доходов по облигациям в виде процентов производится по купонам.

Купон представляет собой вырезной талон с указанной на нем цифрой купонной (процентной) ставки. По способам выплаты купонного дохода облигации подразделяются на:

7.1 Облигации с фиксированной купонной ставкой;

7.2 Облигации с плавающей купонной ставкой, когда купонная ставка зависит от уровня ссудного процента;

7.3 Облигации с равномерно возрастающей купонной ставкой по годам займа. Такие облигации еще называют индексируемыми, обычно эмитируются в условиях инфляции;

7.4 Облигации с минимальным или нулевым купоном (мелкопроцентные или беспроцентные облигации). Рыночная цена по таким облигациям устанавливается ниже номинальной, т. е. предполагает скидку. Доход по этим облигациям выплачивается в момент ее погашения по номинальной стоимости и представляет разницу между номинальной и рыночной стоимостью;

7.5 Облигации с оплатой по выбору. Владелец этой облигации может доход получить как в виде купонного дохода, так и облигациями нового выпуска;

7.6 Облигации смешанного типа. Часть срока облигационного займа владелец облигации получает доход по фиксированной купонной ставке, а часть срока — по плавающей ставке.

1.6 Участники рынка ценных бумаг

Возникновение рынка ценных бумаг связано с практикой торговых и ростовщических операций. Они породили первые ценные бумаги — векселя и коносаменты. Дальнейшее расширение этого рынка связано с появлением акционерных обществ и эмиссионной деятельностью государства. Инвестирование капитала в ценные бумаги в широких размерах началось в середине XIX века. К этому времени рынок ценных бумаг уже получил значительное развитие. Определился и крут его участников. Первоначально ими были физические лица, выступавшие в качестве трейдеров-индивидуалов и владельцев банкирских домов. Затем к операциям с ценными бумагами приступили и юридические лица. В настоящее время участников рынка ценных бумаг, являющихся одновременно и эмитентами и трейлерами, можно разделить на следующие основные группы:

1.Главные участники рынка ценных бумаг, государство, муниципалитеты, крупнейшие национальные и международные компании. Эти участники имеют высокий имидж, а потому выпуск и реализация ими ценных бумаг обычно не бывают затруднительными: рынок всегда готов принять их в больших количествах. Эти ценные бумаги, особенно государственные и муниципальные, не всегда обеспечивают высокие доходы. Но они обладают высокой степенью надежности, и поэтому всегда есть слои населения (пенсионеры, одинокие, семьи, потерявшие кормильца и т. п.), которые, не желая рисковать, предпочитают вкладывать свои средства именно в такие бумаги. В США их называют «голубые корешки».

2. Институциональные инвесторы, т. е. различные финансово-кредитные институты, совершающие операции с ценными бумагами (коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, пенсионные фонды и т. п.). Многие из этих институтов объединяют средства различных инвесторов (юридических и физических лиц) и ищут возможности их вложения в доходные ценные бумаги. Они стремятся либо завладеть контрольными пакетами акций, либо, во избежание риска, разместить свои капиталы между различными отраслями хозяйства.

3. Индивидуальные инвесторы — различные частные лица, в т. ч. владельцы небольших предприятий венчурного бизнеса. Ценные бумаги малых предприятий всегда таят в себе немалый риск: статистика свидетельствует, что примерно 3/4 их числа довольно быстро исчезает и только около 1/4 добивается успеха. Некоторые малые предприятия оказываются очень перспективными и доходными: именно на малых предприятиях началось производство электронно-вычислительной техники, ракет, высококачественных предметов быта и т. п. Некоторые малые предприятия успешно занимаются экспортными операциями (например, шерстяных и кожаных изделий, галантереи и т. п.). Поэтому экономически активная часть населения, склонная к риску, приобретает акции этих предприятий в расчете на высокие дивиденды.

4. Профессионалы рынка ценных бумаг — брокеры и дилеры. Они имеют доступ к информации, необходимые связи, и это весьма облегчает им операции с ценными бумагами. Дилеры совершают эти операции с наибольшим размахом, так как обладают значительными капиталами. Как правило, брокеры и дилеры недолго держат у себя купленные бумаги: когда конъюнктура рынка становится благоприятной, они их продают. Fix операции на рынке ценных бумаг носят открыто спекулятивный характер.

В России участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы и инвестиционные институты. Закон точно определяет, кто ими является.

Непременным условием любой деятельности на рынке ценных бумаг является для юридических лиц получение государственной лицензии, а для отдельных граждан — квалификационного аттестата Министерства финансов РФ.

 

1.7 Российский рынок государственных ценных бумаг

До сих пор государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг. С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг.

Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссии, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов. В этих целях государство предприняло несколько попыток привлечения средств предприятий и организаций, наиболее удачным для государства оказались в конечном счете выпуски ГКО, ОФЗ и частично казначейских обязательств..

Особенностью российского рынка государственных облигаций является их высокая доходность (до 100 и более процентов годовых), позволившая привлечь средства инвесторов с других рынков капиталов, которые в существующих российских условиях 90-х годов были не в состоянии обеспечить подобную доходность. Однако в конечном счете высокая доходность стала разорительна для государства, результатом чего стал обвал пирамиды ГКО.

В отличие от рынка корпоративных ценных бумаг рьнок государственных облигаций в своей большей части является централизованным биржевым рынком. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчетной и депозитарной системами, обеспечивающими на современном уровне организацию торговли основными видами государственных ценных бумаг в режиме компьютерных биржевых торгов.[6,C.65]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование рынка ценных бумаг в России в процессе приватизации

2.1. Приватизация - катализатор развития рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг может развиваться только в уровнях нормальных товарно-денежных отношений и отношений собственности. Преобразование государственной собственности в формы собственности, адекватные новым рыночным отношениям, в значительной мере осуществляется путем ее приватизации.

В последние десятилетия приватизация имела место во многих странах мира. Особенно интенсивно она осуществлялась в Англии. Но в странах Запада приватизация происходила в условиях развитой рыночной экономики, когда емкость рынка позволяла поглотить любое количество акций приватизируемых предприятий. В России ситуация иная.

В условиях неразвитого российского рынка ценных бумаг приватизация, связанная напрямую с акционированием, является начальным импульсом для формирования рынка ценных бумаг, поскольку создает условия для участия в таком рынке большинства предприятий и населения.

Приватизация крупных и средних предприятий начинается с преобразования их в акционерные общества. У акционерного общества множество собственников-акционеров. Право собственности каждого акционера удостоверяется акцией.

Организаторами приватизационных мероприятий выступают комитеты по управлению имуществом, созданные по национально-государственному и территориальному принципу, и фонды имущества, осуществляющие полномочия по признаку собственности.

Приватизационный чек представлял собой государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой собственности. На приватизационный чек можно было купить акции любого приватизируемого предприятия России. Работающий на приватизируемом предприятии человек имел право купить акции своего предприятия по льготной цене. Такая покупка полностью или частично могла быть оплачена приватизационным чеком. Продажа за приватизационные чеки акций других предприятий, преобразованных в акционерные общества, производилась местными отделениями Российского фонда федерального имущества, а в случае их отсутствия — территориальными Комитетами по управлению имуществом на специальных аукционах. О проведении таких аукционов сообщалось в средствах массовой информации. Участник аукциона должен узнать как можно больше о предприятии, в которое он собирается вложить свой приватизационный чек. Поэтому каждое приватизируемое предприятие обязано было опубликовать подробную информацию, которая поможет принять обоснованное решение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.