Началом четвёртого этапа можно считать конец 1996
года, когда ведущие рейтинговые агентства мира стали присваивать России
кредитные рейтинги (агентство IBCA первоначально присвоило рейтинг BB+, Moody's – Ba2, Standard
& Poor’s – BB-). Достаточно высокий рейтинг, который
иностранные эксперты дали России, способствовал росту оптимистических
настроений по поводу развития российской экономики. Однако чрезмерный
энтузиазм, отчасти спровоцированный рейтингами, привел к тому, что в
последующий период происходило стремительное наращивание задолженности, со
стороны, как государственных органов власти, так и корпоративного и банковского
сектора. При отсутствии системы управления государственным долгом это привело к
образованию необоснованно высоких пиковых нагрузок на федеральный бюджет, в
частности, в 1998-1999 годах.
Пятым этапом можно считать период, начиная с 2000
года. В это время при растущем сальдо внешней торговли и текущих операций
платёжного баланса в целом уверенно растут золотовалютные резервы.
Девальвация рубля в 1998 году и хорошая внешнеэкономическая
конъюнктура дали возможность России накопить достаточный запас прочности. В
2001 году внешнеторговый баланс начал сокращаться, однако экономический подъём
внутри страны стал привлекать ранее предназначенные для вывоза капиталы, и в
результате золотовалютные резервы продолжала расти за счёт уменьшения утечки
капитала за рубеж. При этом в последние два года российские торговые долги
демонстрируют высокую ликвидность: в частности, в 2000 году годовой доход по
ним составил около 30%. Популярности российских долгов на данном этапе
способствует и перераспределение международных потоков капитала в пользу России
в связи с ухудшением экономической ситуации в Аргентине и Турции.
Профицит российского бюджета 2001 года является
безусловным императивом с учётом ситуации с расчётами по внешнему долгу. Ведь
процентные платежи по долгу учитываются в расходной части бюджета, а погашение
основной суммы долга идёт из профицита. Так, в 2001 году Россия выплатит по
внешнему долгу порядка 14 млрд. долл., в том числе по основному долгу – около
половины этой суммы – как раз из профицита. В 2002 году правительство планирует
заплатить более 14 миллиардов долларов, и намерено привлечь на внешнем рынке
новых займов на сумму порядка 2 млрд. долларов. Однако при этом необходимо отметить,
что возможность рыночного рефинансирования подлежащей погашению части долга
пока отсутствует. Выходить на рынок со ставками 10-12-15% годовых в валюте
стоит только в самом крайнем случае. У нас пока ситуация не такая.