В 1994-1996 гг. внешнеэкономическая
отрасль оставалась одной из немногих динамично развивающихся секторов
российской экономики. Однако в 1997 г. внешнеторговая активность России начала
снижаться. По данным Госкомстата РФ, внешнеторговый оборот за минувший год
составил 155,0 млрд. долларов и увеличился лишь на 2,4%, причем российский
экспорт уменьшился на 2%.
Произошедшие в
1997 г. негативные изменения в динамике внешнеторгового оборота повлияли на
ухудшение позиций России в мировой торговле. По итогам девяти месяцев 1997 г.
доля России в мировой торговле понизилась практически до уровня 1994 г. -
1,38%, доля в мировом экспорте уменьшилась до 1,57%, доля в мировом импорте составила
1,19%.
В период
1992-1996 гг. изменение объемов российского внешнеторгового оборота практически
совпадало с тенденциями, которые были характерны для мировой торговли в целом.
Вместе с тем темпы роста торгового оборота России превышали средние темпы роста
мировой торговли, и были наиболее близки к темпам роста внешнеторгового оборота
динамично развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона
В 1992 - 1996 гг.
происходило постепенное сжатие внутреннего рынка, что вынудило производителей
конкурентоспособных на внешнем рынке товаров переориентироваться на мировые
рынки. Не последнюю роль сыграли также растущие неплатежи за товары, которые
поставлялись на внутренний рынок.
В 1997 г.,
несмотря на некоторое оживление внутреннего спроса, сохранился высокий уровень
ориентации ведущих отраслей промышленности на внешний рынок, причем доля
экспортных поставок в объеме добываемой и производимой энергетической в
основном увеличилась, неэнергетической - преимущественно сократилась.
По итогам 1997 г.
относительно объемов производства или добычи на экспорт поставлялось 11%
легковых автомобилей, 17% железной руды, 31% лесоматериалов, 37% природного
газа и аммиака, 43% нефти, 44% нефтепродуктов, 47% синтетического каучука, 52%
метанола, 66% клееной фанеры, 70% газетной бумаги и минеральных удобрений, 84%
целлюлозы.
В период
реформирования российской экономики по многим видам экспортной продукции были
утрачены конкурентные преимущества, базировавшиеся на разнице внутренних цен и
цен мирового рынка.