Кроме дотации и субвенций для регулирования доходов бюджетов используются субсидии.
Субсидия (помощь, поддержка) — средства, предоставляемые из бюджета или специальных фондов бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В финансовой практике применяется также такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, под которой понимаются бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной или безвозмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
В целях наведения порядка с погашением задолженности по налогам и сборам Правительство РФ в сентябре 1999 г. приняло постановление "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" № 1002, в соответствии с которым организации, имеющие задолженность перед федеральным бюджетом, вправе ее реструктурировать: на б лет — по налогам и сборам, а после погашения налоговой задолженности — на 4 года по пеням и штрафам. Однако это возможно лишь при соблюдении следующих условий:
1. организация должна осуществлять все текущие налоговые платежи не менее чем в течение двух месяцев до момента подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию;
2. организация утрачивает право на реструктуризацию, если она не осуществляет текущие налоговые платежи в полном объеме.
В то же время, если организация в течение двух лет гасит задолженность в соответствии с утвержденным графиком, она имеет право на досрочное списание половины задолженности по пеням и штрафам, а если более четырех лет - вся задолженность по пеням и штрафам может быть списана досрочно.
Реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз. Принятие решения о реструктуризации предоставлено территориальному налоговому органу по месту регистрации в случае, если сумма задолженности не превышает 20 млн. руб.
Принципы исполнения бюджета.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов местного самоуправления. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации по каждому направлению расходования средств.
Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемого по бюджетной росписи доходов и расходов – основному оперативному плану распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.
На практике, в связи с дефицитом финансовых ресурсов и напряженным исполнением бюджета, для оперативного контроля и финансирования неотложных расходов финансовыми органами кроме росписи доходов и расходов могут составляться кассовые планы исполнения бюджета – на месяц с распределением на пяти- десятидневки; со сроками поступления платежей и сроками финансирования первоочередных расходов. Кроме того, широко практикуется лимитирование расходов, когда финансирование осуществляется в пределах установленных лимитов, часто в суммах реально поступающих доходов.
Бюджетная роспись составляется уполномоченным представительным органом, утверждается в установленном законодательством порядке.
Для осуществления расходов соответствующие средства представляются распорядителям бюджетных средств. Распорядителями бюджетных средств являются руководители организаций, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными для них ассигнованиями. Они имеют право расходовать бюджетные средства в строгом соответствии с утвержденной сметой.
Контроль за целевым использованием предприятиями и организациями выделенных средств осуществляет финансовый орган исполнительной власти.
Решение об использовании свободных бюджетных средств (сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета) принимает соответствующий законодательный (представительный) орган власти по предложению соответствующего исполнительного органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от использования свободных бюджетных средств в свой бюджет. Свободные бюджетные средства по решению законодательного (представительного) органа власти могут быть направлены: осуществление различных социально-экономических программ; вложены в акции и другие ценные бумаги; предоставлены в виде процентных и беспроцентных ссуд.
Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.
Принципы межбюджетных отношений.
Бюджетные отношения между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу финансовой поддержки строятся на основе определенных принципов, характерных для бюджетного федерализма.
Межбюджетные отношения основываются на следующих основных принципах:
· самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений бюджетной системы РФ;
· равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;
· законодательное разграничение доходных источников между бюджетами;
· выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности;
· единство бюджетной системы РФ;
· передача отдельных видов расходов из федерального бюджета в территориальные бюджеты;
· средства, переданные бюджету одного уровня от бюджета другого уровня для обеспечения государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.
В течение финансового года органы законодательной и исполнительной власти, а также представительной власти местного самоуправления воздерживаются от принятия решений, которые приводят к увеличению расходов бюджетов других уровней, за исключением случаев в связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями.
Основой для расчета финансовой помощи территориальным бюджетам служат нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, определяемые на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов Федерации.
Финансовая поддержка субъектов Федерации предоставляется в формах, установленных законодательством Российской Федерации.
Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их
характеристика.
Финансовая поддержка (тоже финансовая помощь) имеет своей целью оказание финансовой помощи бюджету субъекта Федерации из федерального бюджета РФ в связи с несбалансированностью территориального бюджета (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т. е. дефицитом бюджета).
Через федеральный бюджет в России во второй половине 90-х годов перераспределялось 10—14% валового внутреннего продукта (по доходной части федерального бюджета).
Из-за того, что налоговые поступления не могут обеспечить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях.
В соответствии со ст. 44 и 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации может быть осуществлено в следующих формах:
· предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации;
· предоставление субсидий;
· предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;
· предоставление бюджетной ссуды;
· иная безвозвратная и безвозмездная передача средств. Финансовая помощь в любой форме подлежит учету в
доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
Рассмотрим, что представляет собой каждая из названных форм фин ансовой помощи.
Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субсидия (помощь, поддержка) — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России, а также физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России или юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов.
Одним из основных способов передачи средств из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету — отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом.
Перечень и ставки федеральных налогов определяются законодательством России, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы России утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет.
Такая форма финансовой помощи существует десятилетия. Эта форма помощи имеет преимущества, одно из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их более полной мобилизации.
Если бюджет территории не имеет достаточных размеров отчислений от налогов в доход бюджета и не имеет возможности сбалансировать бюджет за счет отчислений от налогов, тогда применяются другие формы финансовой помощи (дотация, субсидия, бюджетная ссуда).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – 5-е изд. – М.: Ось-89, 2002. – 192с.
II. Учебная и специальная литература:
2. Авдокушин. Е.Ф. Международные экономические отношения/ М.: 2000.-256с.
3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. Д.э.н, профессора А.И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 1999.-199с.
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. – С.- Пб., 1992.- 496 с.
5. Лобковича Э.И., под общ. его ред. М.И. Плотницкого./Основы экономической теорий: Пособие для системы экон. Образования /Мн.: ООО “Мисанта;, 1999.-192с.
6. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей /Пер. с англ. М., 1992.
7. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей/Пер. с англ. М.: 1992.-128с.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы проблемы и политика: в I и II, М.: Изд. “Республика” 1992.- I том 399с., II том 400с.
9. Соловых Н.Н., Венцкене С.А., Крым А.Б. и др.Экономическая теория. Экономика: учебное пособие./ Под. Общ. Ред. Соловых Н.Н. Часть 2. – М.: Московский университет потребительской коопераций, 2003.- с. 246.
10. Семёнов К.А. Международные экономические отношения: Курс
лекций- М.: Гардарика, 1998.- 336с.
11. Фаминского И.П. под.ред../Основы внешнеэкономических
знаний. 2-е М., 1994.-259с.
III. Материалы периодической печати:
12. Дело. Восток+Запад.1995. № 10.
13. Нахович Э. Современная мировая экономическая система. Спец-курс //РЭЖ.1996. № 7-9.
14. Шишков 10. ЕС между прошлым и будущим (Европейское Сообщество единое рыночное пространство) /Иптерлинк. 1993. N 2.
Страницы: 1, 2, 3